Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
Чем объясняется поведение Китая в Тибете? Чем Тибет так важен для правительства в Пекине? В основе этого лежит тот факт, что ничто не беспокоит правителей Китая сильнее, чем когда единство страны ставится под вопрос. И ничто не вселяет в них такую тревогу как страх того, что региональный конфликт может, если его быстро не подавить, перерасти в распад страны.
Недавнее объявление Косово своей независимости в одностороннем порядке усилило опасения китайского правительства в отношении протестов в Тибете. Хотя сторонники независимости Косово утверждают, что она не создаст никакого международного прецедента, правители Китая опасаются обратного. К тому же, предстоящие президентские выборы на Тайване еще больше усилили тревогу правительства Китая.
Опросы общественного мнения на Тайване говорят о том, что бывший мэр Тайбэя Ма Инцзю из партии Гоминьдан победит Фрэнка Се из правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП). Но многие в Китае опасаются того, что нынешний президент Чэнь Шуйбянь из ДПП ищет предлог с целью предотвратить поражение лагеря, выступающего за независимость. В настоящее время он пропагандирует проведение референдума о том, должен ли Тайвань присоединиться к ООН. Китай считает данный референдум провокацией и угрозой единству Китая.
Внешнему миру может показаться странным, что Китай, экономический успех которого длится уже три десятилетия, ощущает свое единство настолько хрупким. Но история Китая, как древняя, так и современная, говорит о том, что сегодняшнее единство страны не является ни вечным, ни стабильным. В действительности, сегодняшнее единство было закреплено лишь с победой Мао Цзэдуна в 1949 г.
Начиная периодом Враждующих государств (403-221 до н.э.) и заканчивая воинственным периодом двадцатого века (1916-28 гг.) - и много раз между данными периодами - территория Китая разделялась на отдельные, враждующие регионы. Поэтому, несмотря на громкие заявления о единстве китайского государства, руководство Китая озабочено хрупкостью страны и ведет непрерывную работу по снижению напряженности между ее провинциями.
Неспособность правительства устранить хронические очаги региональной напряженности подчеркивает пределы центральной власти Китая, что частично было преднамеренным. Неотъемлемой чертой реформ, начатых Дэном Сяопином 30 лет назад, было повышение автономии местных властей - шаг, нацеленный на развитие отчетности и создание стимулов экономического роста. Но некоторые провинции пошли еще дальше. Утрата власти центральным правительством проявляется во многих его призывах (обычно безуспешных) к местным правительствам выполнять требования по инвестиционным ограничениям и контролю вредных выбросов в окружающую среду.
В любой крупной стране, такой как Китай, у удаленных друг от друга регионов обязательно есть свои интересы и отличительные особенности. Хотя немногие в Китае говорят об этом вслух, есть люди, полагающие, что подобные различия могут и дальше отдалять регионы от центра, и что некоторые регионы могут однажды отделиться от Китая.
Этого-то и опасаются правители Китая, столкнувшиеся с волнениями в Тибете. Конечно, если судить по официальной риторике, никакой угрозы единству не существует. Все люди Китая, в том числе люди, не являющиеся китайцами, проживающие на захваченных территориях, таких как Тибет, Внутренняя Монголия и Синьцзян, являются твердыми и верными сторонниками текущей системы. Но частая смена правительством местных должностных лиц говорит об обратном. Стремясь предотвратить любое усиление региональной самобытности и местной власти, правительство также регулярно меняет высших должностных лиц семи военных округов Китая.
Еще одной мерой предосторожности, предпринятой центральным правительством, является такое формирование военных округов, чтобы они не совпадали с естественными региональными или экономическими регионами. Цель данной системы -- обеспечить взаимоисключение военного и экономического регионализма. Но это также является подтверждением постоянных опасений китайского правительства о том, что очаги регионального напряжения могут привести к фрагментации страны.
Тем не менее, ни одна из данных мер предосторожности не может снизить опасения руководителей Китая по поводу предстоящих волнений в Тибете, в особенности с учетом событий в Косово и на Тайване. В принципе, конфликт между Тайванем и Материком не является неизбежным. По мере дельнейших преобразований в Китае и развития социально-экономических связей в проливе, может найтись формула, которая позволит тайваньцам сохранить свою рыночную экономику и демократическую систему без получения членства в ООН.
Запад постоянно подчеркивал два основных принципа в отношении Тайваня: отсутствие независимости и отсутствие применения силы Китаем. Но с учетом получения Косово независимости вопреки воле Сербии и без санкции ООН, данные два принципа потеряли свою значимость в глазах Китая.
Мир сильно рискует, вкладывая двусмысленность в принцип, когда-то казавшийся абсолютно четким. Тридцать пять лет назад, совершив акт современного искусства управления государством, Чжоу Эньлай и Ричард Никсон подписали Шанхайское коммюнике, установившее следующий недвусмысленный стандарт: существует лишь один Китай, и Тайвань является его частью. Сегодня необходимо повторное недвусмысленное подтверждение данного принципа, в особенности Соединенными Штатами, поскольку они являются основным сторонником независимости Косово. Это убедит Китай в том, что его единство не будет поставлено под вопрос.
У Запада нет никакой заинтересованности в оказании помощи Тибету или Тайваню в борьбе за независимость, и попытки некоторых тибетцев и тайваньцев являются ошибкой, которая может привести к длительной вражде. Некоторые китайцы уже подозревают США в том, что они желают получения Тайванем независимости для превращения его в 'непотопляемый авианосец' для использования его против будущего китайского противника. Подобные подозрения могут создать в Китае атмосферу повышенного национализма.
Ни Китай, ни Запад не должны сегодня позволить преувеличенным опасениям создавать вредные пророчества. События в Тибете могут быть правильно проанализированы лишь с учетом событий в Косово и на Тайване.
Вэнь Ляо - китайский адвокат, работает в американской фирме в Лондоне
_______________________________________
Copyright: Project Syndicate, 2008.
Перевод с английского: Николай Жданович
_________________________________________________
Косово и права человека: полезные уроки для России ("Столетие.ru", Россия)
Премьер Косово - Хашим-потрошитель? ("Час", Латвия)