Москва - уже не столица империи, ради сдерживания которой в 1949 г. была создана Организация Североатлантического договора. Однако сегодня, когда лидеры стран-участниц альянса собираются на саммит в Бухаресте, воздействие 'российского фактора' организация ощущает больше, чем когда-либо за весь период после окончания 'холодной войны'.
Когда НАТО начала присоединять к себе страны бывшего советского блока (в 1999 г. в организацию вступили Польша, Венгрия и Чешская Республика), озабоченность Москвы в связи с расширением альянса не приняли во внимание. В 2004 г., когда Организация пополнилась еще семью новыми членами, включая три прибалтийские республики, прежде входившие в состав СССР, недовольство Москвы этим шагом снова было проигнорировано.
В 2006 г. в Риге российский 'призрак' чуть не объявился на пиру - Елисейский дворец пригласил президента Владимира Путина в латвийскую столицу для участия в праздновании дня рождения Жака Ширака (Jacques Chirac); тогдашнему президенту Франции исполнилось 74 года как раз во время саммита НАТО. Путин тогда не приехал в Ригу, но, как ожидается, в четверг прибудет в Бухарест, а в пятницу состоится его официальная встреча с лидерами натовских стран.
К этому времени альянс уже должен будет принять решение - следует ли предлагать еще двум странам бывшего СССР, Украине и Грузии, сделать важный шаг к вступлению в альянс. Речь идет об их включении в так называемый План действий по вступлению в НАТО, что является последним этапом подготовки стран-кандидатов к приему в состав альянса.
На сей раз проигнорировать возражения России будет труднее - по двум причинам. Во-первых, рассматривается, по сути, вопрос о продвижении НАТО вглубь территории бывшего СССР. Во-вторых, Москва повышает ставки в игре. С начала прошлого года ее риторика ужесточается, и по некоторым направлениям она подкрепляет слова делом - в частности, приостановив свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе.
В своем выступлении на Мюнхенской конференции в феврале 2007 г. - его тон буквально ошеломил западных лидеров - Путин отверг утверждения Запада, что расширение НАТО не направлено против Москвы: 'Думаю, очевидно: процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение?'
Позднее он предостерег: если Украина вступит в НАТО и разместит на своей территории военные базы альянса, Россия может нацелить на эту страну ракеты.
Вопрос об Украине и Грузии расколол НАТО фактически пополам, отвлекая внимание от других тем, которые будут обсуждать лидеры альянса: о вступлении в Организацию балканских государств, о трудной миссии, которую она выполняет в Афганистане, и последствиях судьбоносного решения Франции о возврате в натовские военные структуры, из которых она вышла в 1966 г.
В авангарде сторонников приглашения Украины и Грузии в состав альянса идет Вашингтон. Эту идею также решительно поддерживают страны бывшего советского блока, предпочитающие, чтобы их от России отделяли государства-члены Организации. Однако большинство стран-участниц НАТО на западе европейского континента выступают против - эту группу возглавляет Германия, но такую же позицию занимают, в частности, Франция, Италия, Бельгия и Испания.
Проблема осложняется тем, что президента США Джорджа У. Буша крайне волнует его место в истории. Бухарестская встреча станет последним саммитом НАТО, в котором он примет участие, и США давно уже связывают с ним возможность приблизить два крупных постсоветских государства к членству в альянсе. Эта цель особенно важна для американского президента, энергично поддержавшего 'оранжевую революцию' на Украине и грузинскую 'революцию роз'. Более того, г-н Буш преподносит эти события как важный результат его программы распространения демократии по всему миру, потерпевшей неудачу в других регионах, не в последнюю очередь - на Ближнем Востоке.
'Я уверен, что один из сигналов, которые мы пошлем, и должны послать - это сигнал о том, что для Украины и Грузии открыт четкий путь вперед, - заявил г-н Буш на прошлой неделе. - Я проанализировал ситуацию, и считаю, что открыть этот чуткий путь вперед - в наших интересах. Это отвечает коллективным интересам НАТО, и интересам каждой из ее стран-участниц'.
В прошлом году, правда, администрация США колебалась относительно поддержки этой идеи, создав у многих в НАТО впечатление, что вопрос о дальнейшем расширении на восток снят с повестки дня. Вашингтон обеспокоило сформирование на Украине в 2006 г. коалиционного правительства во главе с Виктором Януковичем, проигравшим двумя годами ранее президентские выборы, и объявление президентом Михаилом Саакашвили чрезвычайного положения в Грузии в ноябре прошлого года. Однако в дальнейшем администрация наладила рабочие отношения с г-ном Януковичем, - который, впрочем, в декабре прошлого года ушел в отставку - и приветствовала решение г-на Саакашвили отменить чрезвычайное положение, а затем и его победу на январских президентских выборах в Грузии.
Тем не менее, попытки г-на Буша убедить в своей правоте германского канцлера Ангелу Меркель и других отклика не нашли, что привело к усилению напряженности между Вашингтоном и Берлином - она прорвалась наружу уже в этом году в ходе спора об отправке дополнительных контингентов в Афганистан.
Несомненно, на способность Буша убедить Берлин повлиял его статус 'уходящего' президента. Германия считает, что подключение Украины и Грузии к 'плану действий' стало бы чрезвычайно провокационным шагом с учетом того, что предстоящая 7 мая инаугурация нового президента России Дмитрия Медведева может знаменовать собой начало более конструктивного этапа в отношениях между Россией и Западом. Г-жа Меркель считает, что этот шаг следует отложить на несколько лет. В понедельник ее пресс-секретарь заявил: из-за ряда внутриполитических факторов - таких, как политическая нестабильность в Грузии и отсутствие поддержки членства в НАТО со стороны украинского народа - обе страны 'еще не созрели' для включения в 'план действий'.
Другие европейские страны также признают, что озабоченность России этим вопросом, особенно в том, что касается Украины, вполне оправдана. 'Зачастую без внимания остается одна вещь: до трети военного оборудования, которое заказывает российское правительство, производят заводы, находящиеся на Украине, - заметил представитель одной из натовских стран при штаб-квартире альянса. - Поэтому для России это - действительно весьма непростой вопрос'.
Россия в первую очередь рассматривает присоединение Украины к НАТО как ту 'красную черту', которую альянс пересекать не должен. Заявляя, что они уважают суверенитет Украины, кремлевские чиновники одновременно указывают, что эта страна воспринимается как колыбель российской государственности (украинскую столицу Киев давно уже называют 'матерью городов русских'). Кроме того, Москва беспокоится о последствиях этого шага для своего Черноморского флота, который сегодня базируется в Севастополе - украинском порту в Крыму.
Однако и вступление Грузии в альянс, по мнению Москвы, чревато дестабилизирующими последствиями, в основном из-за неурегулированного статуса сепаратистских регионов на территории этой страны - Абхазии и Южной Осетии, наладивших тесные связи с Россией. Один аналитик, хорошо знакомый с позицией Кремля, предостерегает: если Грузия станет членом НАТО, любая стычка на грузино-абхазской границе может превратиться в крайне опасное событие, если Тбилиси возложит вину за столкновение на Москву. 'И что дальше - в действие вступает пятая статья?' - спрашивает он, имея в виду пункт Североатлантического договора о том, что нападение на любую страну НАТО рассматривается как нападение на всех ее участников.
Американские чиновники, однако, подчеркивают: на этой неделе будет решаться вопрос не о вступлении двух стран в НАТО, а о том, чтобы они могли предпринять определенные шаги в этом направлении. Один из них объясняет ситуацию так: 'Готова ли Украина к вступлению в НАТО сегодня? На мой взгляд, нет. Возможно, и через три года она будет еще не готова - но через пять, 10 или 15 лет?'
Кроме того, вашингтонские чиновники пытаются 'вывернуть наизнанку' аргументы Берлина. По их словам, вступление любой постсоветской республики в НАТО русские всегда будут воспринимать негативно. Но если отложить предложение в адрес Тбилиси и Киева еще на год, это как раз и испортит отношения между Медведевым и новым президентом США, который вступит в должность в 2009 г.
Таким образом, по их логике, НАТО было бы целесообразнее принять это решение уже сейчас, пока не закончился президентский срок Буша и Путина. Кроме того, этот вопрос затрагивает и дискуссию между Вашингтоном и Москвой о новой концепции стратегических отношений двух стран, провести которую предложил Буш в письме, направленном Путину в прошлом месяце. Среди прочего планируется обсудить озабоченность России в связи с американскими планами размещения системы противоракетной обороны в Восточной Европе, а также возможность заключения нового договора о сокращении ядерных арсеналов обеих стран.
Американские дипломаты утверждают: вступление стран бывшего советского блока в НАТО только улучшило их отношения с Москвой. 'Есть основания утверждать, что нынешние отношения прибалтийских государств с Россией носят более мирный характер, более успешны как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения торговли, чем до того, как они вступили в НАТО. Пора уже Москве перестать считать слово 'НАТО' чуть ли не ругательным', - отмечает представитель США при НАТО Виктория Нюланд (Victoria Nuland).
Лидеры Грузии и Украины по-прежнему настойчиво требуют приглашения в НАТО. В одном из интервью на прошлой неделе г-н Саакашвили заявил, что отклонение заявок Украины и Грузии по сути предоставит России право вето при решении вопроса о членстве тех или иных стран в альянсе, и к тому же станет актом 'политики умиротворения'. Президент Украины Виктор Ющенко называет вступление в НАТО важнейшей основой суверенитета своей страны. 'За последние 80 лет Украина пять раз провозглашала независимость. И четыре раза из этого ничего не выходило. Почему мы утрачивали суверенитет? Из-за отсутствия международных гарантий нашей безопасности. Другими словами, вопрос о членстве Украины в НАТО следует воспринимать как вопрос о ее независимости', - подчеркнул он на прошлой неделе в интервью иностранным журналистам.
Г-н Ющенко отверг идею о том, что Украина может разместить на своей территории иностранные базы, заявляя, что это противоречит ее конституции (хотя по соглашению, подписанному в 1997 г., российский Черноморский флот может базироваться в Севастополе вплоть до 2017 г.). Он также утверждал, что интеграция с альянсом приобретает среди украинцев все большую популярность, и по мере отмирания старых стереотипов советской эпохи эта тенденция будет набирать силу.
Тем не менее Ющенко, похоже, понимает, что, по крайней мере в этом году, его страна вряд ли получит приглашение присоединиться к 'Плану действий'. 'Я не сомневаюсь, что мы получим позитивный сигнал. В какой форме? Это - вопрос второстепенный. Но я убежден, что позитивный сигнал последует', - заметил он.
По словам европейских чиновников, обсуждается несколько вариантов такого 'сигнала'. 'Зачем рваться вперед любой ценой? - спрашивает один высокопоставленный дипломат. - Можно выработать весьма позитивный ответ и весьма позитивные формулировки для Грузии и Украины . . . попытаться найти нечто, что чуть-чуть не дотягивало бы до подлинного, полномасштабного 'плана действий' - именно это мы пока и пытаемся определить. Нужно выработать правильный способ движения вперед: так, чтобы не создать впечатления, будто мы уступаем давлению России, и в то же время не пытаемся постоянно вступать с ней в конфронтацию'.
Однако и в конце прошлой недели г-н Саакашвили был однозначно настроен против подобного компромисса: 'Все, что не равнозначно 'плану действий', любой 'план действий с минусом', . . . создание Совета 'Грузия-НАТО', обещания натовских визитов вместо плана - все это немедленно, на следующее же утро приведет к тому, что Москва начнет трубить о своей победе'.
Даже если он не получит того, что требует, сам вопрос скорее всего не будет снят с повестки дня. Возможно он будет поднят вновь на юбилейном саммите НАТО (который состоится в это же время в будущем году, и совпадет с шестидесятилетием альянса), тем более, что у следующего американского президента будет три месяца после вступления в должность, чтобы обдумать эту проблему.
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Scheffer) заявил в понедельник: что бы ни произошло в Бухаресте, он уверен, что обе страны рано или поздно станут членами Организации. 'Для меня вопрос заключается не столько в самом вступлении, сколько в том, когда оно состоится', - заметил он, подчеркнув, что 'Россия не является одним из факторов в натовском процессе принятия решений'. Глава пресс-службы Кремля Дмитрий Песков, в свою очередь, твердо указал: это замечание 'наша сторона явно не воспримет позитивно'.
В подготовке статьи участвовали Стивен Фидлер (Stephen Fidler), Джеймс Блиц (James Blitz), Нейл Бакли (Neil Buckley), Дэниел Домби (Daniel Dombey) и Роман Олеарчик
______________________________________________________
НАТО-угроза миру. Диафильм по истории для X класса, 1985 г. (Студия "Диафильм", Госкино СССР)
НАТО: По-прежнему больной вопрос в отношениях с Путиным ("Time", США)
Расширение НАТО: большие риски и мало пользы ("The Wall Street Journal", США)
Буш бросил перчатку России ("The Independent", Великобритания)