Из целого ряда вопросов, требующих к себе внимания со стороны участников саммита НАТО в Бухаресте, один выделяется особо. Война в Афганистане против движения 'Талибан' и 'Аль-Каиды' была, есть и будет проверкой НАТО на состоятельность и значимость.
Если говорить прямо, то пока альянс этот афганский экзамен проваливает. Ему не удается пропорционально распределять нагрузку по ведению этой войны между членами коалиции, а обстановка в Афганистане все больше дестабилизируется. Альянс не сумел полностью сокрушить возрождающееся сегодня движение 'Талибан', которое бросает вызов самым лучшим армиям в мире и создает новые серьезные угрозы безопасности Афганистана и Западу. Каким-то непостижимым образом эти события не смогли убедить основных европейских партнеров по НАТО, что от успеха афганской миссии зависит будущее альянса. Эти страны также не проявляют особого понимания того факта, что возврат к старым недобрым временам 90-х представляет существенную угрозу их собственной безопасности.
По состоянию на текущий месяц Международные силы содействия безопасности в Афганистане (ISAF) численностью 47000 человек состоят из следующих контингентов: 19000 военных из США, 7750 из Великобритании, 3490 из Германии, 2500 из Канады, 2360 из Италии, 1730 из Голландии и 1430 из Франции. Остальные войска направлены в Афганистан тридцатью тремя другими странами, и численность их контингентов составляет от нескольких человек до 1000. Некоторые крупные члены НАТО открыто проводят политику недопущения участия своих войск в реальных боевых действиях, что является результатом их благодушной внутренней политики. Первой в этом ряду стоит Германия. (Даже сегодня численность американских войск, развернутых в этой стране, в 18-19 раз превышает немецкий контингент в Афганистане.) Несколько месяцев назад президент Буш обратился к партнерам по НАТО с просьбой направить туда дополнительно 7500 военнослужащих. В итоге, когда партнеры по НАТО пообещали направить лишь малую часть того, что попросил президент, Соединенным Штатам пришлось самим послать в Афганистан 3000 морских пехотинцев.
Все это отнюдь не говорит о том, что остальные вопросы повестки в Бухаресте неважны. Большое значение имеют те противоречия, которые возникли по поводу планов вступления в альянс Грузии и Украины. Важным событием может стать согласие Европы на развертывание системы противоракетной обороны. Не менее важно и вступление в ряды альянса трех новых стран-членов с Балкан: Хорватии, Албании и Македонии. Такой шаг станет свидетельством прогресса в этом уголке Европы, поскольку новые члены получат европейские гарантии безопасности.
Но судить о серьезности намерений администрации Буша, Франции, Германии и Великобритании следует по тем результатам, которые они продемонстрируют в Афганистане. Это особенно верно в отношении Франции. Франция претендует на новую лидирующую роль, для чего вновь вступает в военную структуру командования НАТО. Первым вкладом в этот процесс может стать наращивание французской группировки в Афганистане. Ведь в конце концов, афганская война напрямую связана с вопросом существования НАТО. И поэтому ей нужно отдавать приоритет.
_________________________________________
НАТО-угроза миру. Диафильм по истории для X класса, 1985 г. (Студия "Диафильм", Госкино СССР)
НАТО не решается перейти 'красную линию', очерченную Россией ("The Financial Times", Великобритания)
НАТО - бастион защиты от возрождающейся самовластной России? ("The Guardian", Великобритания)