В международном праве нет положения, определяющего условия отделения части территории от государства, которое на такое отделение не согласно - пишет бывший деятель антикоммунистической оппозиции
Признание независимости Косово западными державами, а также Польшей - это, как говорил Талейран, - больше, чем преступление. Это ошибка, политическая ошибка.
Косово, колыбель сербской государственности, сегодня более чем на 90 процентов, населено албанцами. Это результат четырехвековой турецкой неволи, сербского сопротивления в годы Второй мировой войны, натовских бомбардировок десятилетней давности и демографической динамики ислама в ХХ веке.
Нет такого права
Однако является ли такой перевес в населении, подтвержденный на выборах демократической победой албанских борцов за отрыв Косово от Сербии, достаточным основанием для признания этого государства? Главная проблема заключается в том, что в международном праве не существует ни одного, даже самого несовершенного положения (или хотя бы консенсуса, принятого большинством государств, с которыми считаются в мире), определяющего условия узаконенного отделения части территории от государства, которое на такое отделение не согласно.
Это положение гласило бы, что по выполнении требуемых процедурных и временных критериев каждое меньшинство, способное создавать собственную государственность, может ее провозгласить. И тогда государству, от которого отделяется это меньшинство, будет нельзя использовать силу в целях сохранения статус-кво. Если оно к ней прибегнет, то станет агрессором.
Достаточно силы?
Пока нет такого положения или хотя бы всеобщего международного согласия, косовский прецедент - лишение Сербии при поддержке внешней силы исторически принадлежащих ей территорий - является угрозой мировому порядку. Если Косово, которое было не республикой, а всего лишь автономной областью Сербии, может провозгласить независимость, то почему не может Республика Сербская - часть Боснии и Герцеговины? Почему не может Абхазия - часть Грузии - или Крым, который никогда не был украинским, а в состав Украины был включен Хрущевым? Почему независимости не заслужили курды из Ирака, Турции и Ирана или чеченцы, баски, тибетцы и тамилы?
Акт признания Косово - это легкомысленное открытие политического ящика Пандоры. Его санкционирует лишь сила. В данном случае - США и европейских держав, которые нарушают собственные обещания формальной нерушимости территории сербского государства после вооруженной интервенции НАТО в конце 90-х годов ХХ века.
Зачем биться над формулировками прав и условий самоопределения народов, когда достаточно силы? Неужели мы действительно не замечаем, что таким образом мир становится более непредсказуемым и опасным?
Кое-чем мы сербам обязаны
После этой общей аргументации прошу прощения за эмоции. Сторонники отделения Косово говорят, что сербы не предложили ни одного толкового решения. Разве не было бы бесконечно лучшим выходом предложение Сербии вместе с Косово интеграции в Европейский Союз? Ведь существуют серьезные сомнения в том, что клановое общество косовских албанцев сумеет организовать самостоятельное государство.
По историческим причинам Балканы - самый горячий этнический котел. Признание Косово этот котел только разогревает. В чьих интересах? Зачем поднимать статус мусульманских экстремистов и бандитов, которым присутствие международных сил не мешает сжигать древние православные церкви, убивать и выгонять из домов оставшихся сербов? Как можно было, отдавая албанцам Косово, не отобрать у них хотя бы этот клочок земли вокруг Митровицы, на котором продолжает компактно проживать сербское меньшинство?
Или речь идет о целенаправленном унижении сербов? За что? И почему мы, поляки, прикладываем к этому руку? Чтобы ослабить Россию? Ведь таким образом, толкая сербов в ее объятья, мы ее как раз усиливаем. А, может кому-то нужно было выслужиться перед американцами, французами и немцами?
Раз уж речь зашла о немцах, то позволю себе напомнить, что во время Второй мировой войны только три серьезных европейских народа не дали гитлеровской военной машине собственных вооруженных формирований: сербы, греки и поляки. Разве мы - поляки, мы - европейцы, действительно, ничем не обязаны сербам?
А дискуссии и не было
Почему в польских СМИ не было серьезной дискуссии на тему Косово? Почему и правительство и вся парламентская оппозиция отделались от этого вопроса, лишь немного поспорив о сроках признания Косово.
Я не понимаю такую позицию политической элиты и СМИ, и мне стыдно за нее. Я рад, что, согласно данным опросов, половина поляков поддерживает, несмотря на давление изнутри и извне, сербскую точку зрения, которая в сегодняшнем мире является исторически и политически правильной.
Корнель Моравецкий - в годы ПНР был деятелем антикоммунистической оппозиции, а после введения военного положения - одним из основателей и лидером 'Сражающейся Солидарности', радикальной организации, требовавшей полной независимости Польши. Специалист по теоретической физике, преподаватель Института математики Вроцлавской Политехники.
______________________________________________
Сербия - это их выбор ("The Times", Великобритания)
Тот, кто признает Косово, мстит сербской демократии ("The New York Times", США)
Признание Косово - тройное преступление ("Le Figaro", Франция)