Самые мудрые государственные деятели это те, кто умеет скрывать свои неудачи и пользоваться принятыми против них решениями в своих целях. Президенты Грузии и Украины хорошо поняли, как следует плавать на мелководье многосторонней дипломатии. Хотя на лицах у них было явное разочарование, они заявили вчера в Бухаресте, что обещание НАТО со временем, в отдаленной и неопределенной перспективе принять их в свои ряды, данное вместо присоединения к плану подготовки к членству, является, тем не менее, 'историческим прорывом'. А их главный защитник президент Буш также объявил, что двери НАТО должны быть открыты и для других европейских стран.
Однако невозможно скрыть тот факт, что отказ Германии, Франции и некоторых других стран поддержать призыв США о начале переговоров с двумя бывшими советскими республиками по поводу вступления - это прямая отповедь Вашингтону. Он также показывает глубокие разногласия в рядах 26 членов НАТО относительно основополагающих целей организации и ее отношений с Россией - гигантского восточного соседа, чья воинственная политика и привела 59 лет назад к созданию альянса. После падения Берлинской стены НАТО постоянно находится в поисках новой цели, стараясь доказать свою значимость и необходимость. Изначальные члены блока признали, что пакт о совместной обороне и защите от советского экспансионизма больше не нужен. Но за десятилетия совместной работы они поняли, что общая политика в военной сфере приносит ощутимые преимущества: это совместный механизм закупок, общее стратегическое мышление и демократические ценности. Чтобы расширить эти достижения, НАТО трансформировалась в организацию-гаранта регионального безопасности, превратившись в некий институциональный критерий, по которому можно сверять степень свободы в целях ее развития. Следовательно, было логично открыть двери НАТО для всех получивших независимость бывших коммунистических государств, закрепить в них демократию, поддержать их независимость и гарантировать стабильность в регионе.
К сожалению, альянсу плохо удалось разъяснить суть такой трансформации как своим собственным членам, так и своему бывшему противнику. Его лидеры утверждают, что НАТО не является антироссийской лигой государств, предназначенной для распространения западного господства все дальше на восток и для посягательства на интересы России. Однако новые члены альянса считают главной целью вступления в его ряды обеспечение защиты от своего бывшего угнетателя и получение гарантии того, что Россия больше не будет покушаться на их интересы.
Этим отчасти можно объяснить отличие в подходах первоначальных членов НАТО к вопросу о том, как вести дела с Россией. Их беспокоит то, что враждебность этой страны ослабит, а отнюдь не укрепит европейскую безопасность, и поэтому новым членам, которые считают, что Москва ведет политику запугивания, надо давать активный отпор. Отложить начало переговоров о членстве с Украиной и Грузией по причине разногласий в рядах НАТО в данном вопрос - вполне разумно; делать же это из страха перед возможной реакцией России - совершенно неприемлемо. Это малодушная капитуляция перед президентом Путиным.
В этих дебатах не было слышно одного важного голоса, что заметили все, и что вызвало некоторое смущение. Гордон Браун (Gordon Brown), постаравшийся отсидеться в задних рядах, упустил очень важную возможность. Он мог первым объяснить Москве необходимость существования общеевропейского альянса. Он мог пристыдить Германию и заставить ее более активно защищать свободу на востоке. Он также мог настоять на том, чтобы и Буш применял более жесткие дипломатические средства. Сейчас, когда альянс играет новую роль, Британия должна оставаться в центре НАТО. Вместо этого она сползла на обочину, предоставив другим определять стратегию и политику альянса. Господин Браун на этом саммите НАТО поставил себя и свою страну в центр исторической нерешительности.
_________________________________________
НАТО-угроза миру. Диафильм по истории для X класса, 1985 г. (Студия "Диафильм", Госкино СССР)
В паранойе России нет ничего удивительного ("The Times", Великобритания)
Надо помириться с Владимиром ("Los Angeles Times", США)
Не пора ли распустить НАТО - ведь 'холодная война' давно закончилась? ("The Independent", Великобритания)