Считается, что европейская безопасность - это проблема прошлого века. Скажите это Украине и Грузии, чьи заявки на присоединение к западному миру были фактически отклонены Россией на вчерашнем необычайно драматичном саммите Организации Североатлантического договора.
В залах Дворца народа, построенного при Чаушеску, американский идеализм столкнулся с воинственным Кремлем и главным представителем его интересов в Европе - Германией. США потерпели поражение. Безусловным победителем бухарестской битвы стал президент России Владимир Путин, которого даже не было в городе.
Вашингтон не сможет подсластить горькую пилюлю поражения американского проекта воссоединения Европы. Это был последний саммит президента Буша, и его неспособность убедить Германию в необходимости открыть двери для Украины и Грузии станет пятном на единственном безусловно позитивном элементе его политического наследия в Европе. Летом 2001 г., до того, как на тлеющих углях 11 сентября родилась 'доктрина Буша', президент обещал сделать приоритетом распространение свободы на континенте. Вскоре после этого он открыл двери НАТО для семи бывших советских сателлитов, включая Румынию. Затем Вашингтон поддержал демократических 'цветных' революционеров на Украине и в Грузии.
В Бухаресте велась борьба за право эти стран, издавна бывших вассалами России, распрощаться с прошлым и потребовать для себя места на Западе. Украина и Грузия сделали ясный выбор, попросив 'план действий по вступлению' (МАР). Как показывает английская аббревиатура, эти предварительные и, по большому счету, символические соглашения являются картой, указывающей возможные пути к вступлению в НАТО. Без каких-либо расходов или обязательств МАР ставит эти страны на колею вестернизации.
Путину отвратительны практически все стратегические инициативы США в Европе - от независимости Косово до размещения системы ПРО. Но у России нет непосредственных интересов в Косово, и она знает, что ограниченная система противоракетной обороны не создает для нее угрозы. С другой стороны, МАР - это не пустой звук. Грузия - проамериканская колючка в боку России, которую Кремль желал бы выдернуть - если нужно, то силой. А Украина, крупнейшая республика бывшего СССР после России, - это вожделенный приз. Россия всячески стремится сохранить эти государства в своей сфере влияния. Вчера Германия сыграла роль инструмента реализации ее целей.
Бухарест не стал звездным часом американской дипломатии. США слишком поздно занялись Украиной и Грузией. Пентагон и государственный департамент бросили все силы на то, чтобы добиться согласия России на ПРО и сплоховали там, где действительно нужно было действовать. К тому времени, как Буш на этой неделе выступил с эмоциональным заявлением перед прессой, свое слово сказала канцлер Ангела Меркель. Буш, у которого неплохие отношения с лидером Германии, не смог переубедить ее в нескольких телефонных разговорах, а также за ужином и за обедом в Бухаресте.
Германия - это новая Франция. Если нынешний лидер Франции Николя Саркози хоронит старый голлистский скептицизм в отношении НАТО, то Берлин играет роль проблематичного союзника. Герхард Шредер получает сегодня жалованье от "Газпрома", но шредеризм продолжает жить. Его преемница Меркель возглавляет неуклюжую лево-правую коалицию и, по словам приближенного к ней высокопоставленного чиновника, она не осмелилась ввязываться во внешнеполитическую драку при том, что на горизонте маячат выборы, намеченные на следующий год.
Путин, который сегодня залетит на ланч на свой первый саммит НАТО, несомненно, будет в хорошем настроении. Москва, наконец, получила право голоса при принятии внутренних решений НАТО. 'Неужели в следующий раз, когда мы попробуем сослаться на Статью 5 (о коллективной обороне стран-членов НАТО), нам придется сначала спрашивать разрешения России?' - мрачно пошутил бывший премьер-министр Эстонии Март Лаар. Во всей Восточной Европе вид Германии и России, вместе решающих судьбы стран, расположенных между ними, вызывает привычную дрожь в коленках. 'Это выглядит как капитуляция перед Россией, - говорит Олег Рыбачук, бывший вице-премьер Украины. - Честно говоря, для альянса это большая проблема, чем для нас'.
Официальные лица Грузии опасаются, что осмелевшая Россия воспользуется преимуществами, полученными в Бухаресте, против президента Михаила Саакашвили - возможно, путем подстрекания к насилию в сепаратистской Абхазии. Это звучит параноидально, но, учитывая послужной список Кремля на Кавказе, вполне убедительно. Отповедь Запада станет ударом и по недавно сформированному правительству Юлии Тимошенко, бывшей одним из лидеров 'оранжевой революции' 2004 г. на Украине.
Самым худшим из всех сценариев будет позволить укрепиться российской интерпретации Бухареста. За последние два десятилетия развитие демократии в Европе набрало невиданные обороты. Будучи авторитарной, Россия не может препятствовать демократизации и вестернизации других стран, если только европейцы, как на этой неделе, не проявят трусость. Решение по Украине и Грузии должно быть рассмотрено еще раз в течение года, и чем быстрее, тем лучше для авторитета НАТО.
Вероятно, это парадоксально, но перспективы трансатлантических отношений в последний год правления президента, которого часто обвиняют в их разрушении, редко когда выглядели столь многообещающими. Бушу повезло, что на его веку перестал существовать дуэт Шредер-Ширак, и к власти в Берлине и Париже пришли новые лидеры, понимающие, что у Европы нет серьезной альтернативы тесному военному союзу с США. На этой неделе Саркози заявил о своем желании вернуть в следующем году Францию в военную структуру НАТО и первым вызвался отправить пополнение в Афганистан. Это облегчит бремя других, но как показывает опыт 'холодной войны', чаще всего большую его часть несут на себе США, Великобритания и еще несколько стран. Американский президент может также утешить себя тем, что альянс одобрил еще один проект, призванный стать частью бушевского наследия, - противоракетного щита. Он дает Польше и Чехии политическое прикрытие для размещения ракет-перехватчиков и радаров на своей территории.
Что касается вопроса видения, то кто бы ни пришел на смену Бушу, он, скорее всего, позаимствует без указания автора его слова, произнесенные здесь в среду. НАТО, готовящаяся вступить в седьмое десятилетие своего существования, встала на путь превращения в 'экспедиционный альянс, отправляющий свои силы в любую точку земного шара, чтобы помочь обеспечить миллионам свободное и мирное будущее'. Государства-члены, по его словам, связаны не столько договорными обязательствами, сколько общностью цивилизации.
И, хотя Буш подчеркивал, что 'Россия нам не враг', для большинства стран-членов НАТО агрессивность путинского режима лишь стала фактором, способствующим единению. Небольшой шаг назад, сделанный в Бухаресте, не должен отвлечь США от выполнения всех их остальных глобальных обязательств, от завершения той работы, что началась с крушения Берлинской стены почти поколение назад. 'Этот альянс нуждается в лидере', - заявил представитель одной из европейских стран НАТО. На эту роль годится только Америка.
Мэтью Камински - редактор редакционной страницы Wall Street Journal Europe
_________________________________________
НАТО-угроза миру. Диафильм по истории для X класса, 1985 г. (Студия "Диафильм", Госкино СССР)
Нам нужно игнорировать хулиганскую тактику Путина ("The Times", Великобритания)
Малодушная капитуляция перед президентом Путиным ("The Times", Великобритания)