'Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время', - знаменитая фраза Чарльза Диккенса как нельзя лучше подходит для нынешней ситуации в отношениях между Европейским Союзом и Россией. Никогда еще товарооборот и деловые контакты между ними не достигали таких масштабов. И в то же время в политических отношениях ЕС и России уровень напряженности не был так высок с советских времен.
Сейчас обе стороны держат паузу, выжидают. Брюссель надеется, что избранный президент Дмитрий Медведев проявит себя прагматиком-либералом, питающим слабость к Европе. Для Москвы же отношения с Брюсселем - вообще не самое главное. Ей куда выгоднее иметь дело с Германией, Францией и другими странами ЕС на индивидуальной основе. В общем, ни та, ни другая сторона не делает резких движений, чтобы до времени не раскрыть свои карты.
Если Россия и Европа хотят вывести свои взаимоотношения на новый уровень, им следует раздвинуть рамки диалога, не ограничиваясь такими вопросами, как перспектива присоединения Украины и Грузии к НАТО. Им необходимо превратить свою географическую близость в обоюдное преимущество. И эффективнее всего этого можно достичь, сосредоточив внимание на проблемах климата.
Москве и Брюсселю следует создать Российско-европейское партнерство по вопросам экологически чистого развития и климата. Европа претендует на роль мирового лидера в борьбе с климатическими изменениями. Статус России как 'возрожденной великой державы' зависит от разумного использования ее энергоресурсов. Новая структура могла бы быть построена по образцу Азиатско-тихоокеанского партнерства по вопросам экологически чистого развития и климата (Asia-Pacific Partnership on Clean Development and Climate), существующего с 2005 г. В роли его основателей выступили Австралия, Индия, Китай, США, Южная Корея и Япония, а в прошлом году к ним присоединилась Канада. Поначалу новое партнерство встретило скептическое отношение. Сегодня же большинство экспертов признает, что оно представляет собой важнейшее дополнение к переговорному процессу по климатическим вопросам под эгидой ООН. Заключение обязывающего договора на Конференции ООН по проблемам климатических изменений в Копенгагене в 2009 г. необходимо, но этого недостаточно. Следует задействовать и иные инновационные модели.
Взяв Азиатско-тихоокеанское партнерство за образец, мы могли бы решить три серьезные проблемы. Во-первых, это позволило бы переместить энергетические вопросы из сферы высокой политики и престижа в сферу конкретных дел. В настоящее время действия России и ЕС по климатическим проблемам сводятся в основном к разработке концепций, деклараций и проведению саммитов. Азиатско-тихоокеанская модель, однако, построена на подходе 'снизу'. Задачи распределяются между специализированными рабочими группами, занимающимися такими вопросами, как производство алюминия и цемента, а также экологически чистое использование ископаемых энергоносителей.
Во-вторых, новое Европейско-российское партнерство позволит выработать новые методы сотрудничества с бизнесом. В настоящее время российские и европейские бизнес-лидеры встречаются в рамках Круглого стола промышленников России и Евросоюза (EU-Russian Round Table of Industrialists). Они разрабатывают рекомендации по экономической политике и занимаются лоббированием в политических кругах. Более деловой подход с акцентом на обмене передовым опытом позволил бы преодолеть бюрократические и политические препоны.
В-третьих, предлагаемая структура стала бы неформальным дополнением к существующему стратегическому партнерству между ЕС и Россией, результатом которого становятся лишь тонны бумаг и постоянно растущее разочарование. Это типичный пример того, как форма выхолащивает содержание. Новое партнерство не будет основано на официальном соглашении. У него не будет обязывающих задач; внимание сосредоточится в первую очередь на поиске прагматических решений. Акцент следует сделать на разработке, внедрении и передаче более экологически чистых и эффективных технологий. Это станет глотком свежего воздуха в нынешней застойной атмосфере.
Позволит ли это устранить угрозу прекращения газовых поставок со стороны России? Никаких гарантий, что Москва не перекроет вентиль по политическим причинам, не существует - пусть даже до сих пор она ни разу не применила 'газовое оружие' против ЕС. И предлагаемый план не сможет нейтрализовать эту опасность; однако он будет способствовать интеграции энергетических рынков Росси и ЕС. Остается лишь надеяться, что с повышением уровня интеграции будет снижаться вероятность использования Россией газовых поставок в качестве политического инструмента.
До сих пор выработка единой энергетической политики в рамках ЕС оставалась несбыточной мечтой. Предлагаемое партнерство не помешает странам-участницам Союза реализовывать двусторонние проекты вроде газопровода, соединяющего Россию и Германию через Балтику. Однако оно создаст серьезные стимулы для координации действий отдельных компаний и целых стран в рамках единой структуры. При соблюдении этих рамок им будет обеспечен доступ к политическим лидерам в Европе и России. Если же они предпочтут действовать за пределами структуры, вероятность того, что политические лидеры станут к ним прислушиваться, уменьшится. А в энергетической сфере отказ от доступа к политическим кругам - явно неразумный вариант.
Просто верить в то, что г-н Медведев будет двигаться в правильном направлении, было бы опрометчиво. Сталин, кажется, говаривал: 'Доверие - хорошо, а контроль лучше'. Естественно, контролировать развитие России Европа не в состоянии. Однако она может попытаться на него повлиять, создав нужную основу для конкретных действий.
Ристо Пенттиля - директор финского экономико-политического аналитического центра EVA
______________________________________________
Миром будут править те, кто контролирует нефть и воду ("The Observer", Великобритания)