Эндрю Вуд - посол Великобритании в России с 1995 по 2000 годы, специальный представитель компании ВР - о силе добрых отношений и о глупостях, которые не дают им заработать. Специальное интервью корреспонденту РИА 'Новости' Александру Смотрову. Смотрите ИноTV
* * *
Вам может показаться странным услышать такое от бывшего посла, но я на самом деле не думаю, что хорошие отношения сами по себе являются политической задачей.
* * *
Я не стал бы чрезмерно персонализировать отношения между нашими странами. Выборы любого нового президента предоставляют возможность по-новому взглянуть на вещи. В этом и цель избрания нового президента.
* * *
Что касается какого-то органического неприятия Великобритании со стороны Кремля, о котором стали заговаривать в последнее время, то пусть Кремль и его обитатели сами смотрят, нужно ли им это. Здесь очевидно влияние каких-то личных моментов, а личные моменты - это непозволительная роскошь для любого правительства и любой страны.
* * *
Внутренняя сила отношений и внутренняя потребность в добрых отношениях между странами таковы, что все наладится и отношения заработают. С обеих сторон было бы глупостью не позволить им заработать, ужасной глупостью. Я лично, честно говоря, вообще не понимаю, в чьих интересах могут быть плохие отношения - разве что политическими мускулами поиграть.
* * *
Что касается экстрадиции, то на такие подвижки, как изменение позиции наших судов или изменение российской конституции - нет, на это я бы не рассчитывал.
* * *
Моя оценка происходящего вокруг Британского совета заключается в том, что Британский совет не делает России ничего, кроме добра, и создан исключительно затем, чтобы делать добрые дела. Самым разумным развитием этой ситуации было бы разрешение Британскому совету возобновить свою деятельность в России. Ведь российские культурные проекты в Лондоне и так есть - например, 'Русский мир', к установлению связей которого с Кембриджским университетом я лично участвовал - благодаря тому, что и у меня с Кембриджским университетом прочные связи. И я считаю, что подобные проекты необходимо всячески поощрять.
* * *
Ситуация вокруг 'ТНК-ВР' породила множество домыслов относительно того, куда в будущем будет направлен курс России, и кое-кто высказывал даже предположения, что это приведет к созданию своего рода жесткого государственного сектора в России - предположения, которые не подтвердились. ВР пока что работает в России очень эффективно. Она заплатила в российский бюджет что-то около 68 миллиардов долларов налогов; выполнила все обещания, данные Владимиру Путину относительно импорта технологий и усовершенствования бизнеса. В то же время, Россия стала для ВР важным элементом добычной базы. То же самое, кстати, мы видим в ситуации с Shell и другими партнерами по сахалинскому проекту. И, конечно, нашим интересам соответствует развитие и укрепление таких отношений. Насколько серьезны нынешние проблемы 'ТНК-BP'? Pozhivyom - uvidim, но я в принципе не думаю, что это что-то серьезное. Проблема создана, по большому счету, искусственно.
* * *
Я очень хорошо знаю и Тони, и его преемника, и обоих их очень высоко ценю. Тони в России было нелегко, и это даже немного досадно, учитывая, каким горячим сторонником развития деловых и политических отношений с Россией он является. Его меняют не потому, что есть некое желание: точнее, не потому, что мы виним его в каких-то проблемах - это было бы несправедливо по отношению к нему и просто неправильно. С другой стороны, новый посол - это тоже фактор, и если кто-то хочет оставить какие-то вещи в прошлом, то это можно сделать и на такой основе, если так хочется.
* * *
С моей стороны было бы самонадеянно говорить, что мне в свое время - впервые я приехал к Вам еще в 1964-66 годах, потом был в России в 1979-82 годах - и потом было самое трудное - 1995-2000 годы - удалось 'понять Россию'. Однако у меня совсем немного времени ушло на то, чтобы понять свои надежды относительно России и осознать ее возможности. Мне кажется, что мое понимание этого не очень отличается от того, как это понимают русские.