Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конец путиномании?

Массы обожают Путина, отчасти из-за того, что он увеличил богатство страны, попросив взамен совсем немного

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первые массовые протесты против Путина прошли в 2004 и 2005 годах, когда государство существенно урезало социальные льготы в рамках так называемого процесса монетизации. Эти протесты носили скорее социальный, а не политический характер, и демонстрантами в большинстве своем были пенсионеры и отставные военнослужащие. После этого протестные выступления чаще всего подавлялись полицией и заканчивались задержаниями и арестами...

Внимательно взглянув семь лет назад в глаза Владимиру Путину и увидев в них 'его душу', президент США Джордж Буш отметил, что его российский коллега 'глубоко предан своей стране'. Действительно, придя к власти, Путин сразу же начал крупную реорганизацию постсоветской России, вернув под контроль государства процветавшие частные предприятия, которые были приватизированы при Борисе Ельцине.

В 2001 году государственный гигант 'Газпром' приобрел единственный в России независимый телеканал 'НТВ'. В 2003 году арестовали руководителя нефтяной компании 'ЮКОС' Михаила Ходорковского, а акции 'ЮКОСа' через какое-то время продали 'с аукциона' - главным образом 'Газпрому'. В 2004 году Путин отменил выборы в местные органы власти, и во все регионы страны от Балтийского моря до Сибири стали присылать назначенных Кремлем губернаторов.

Хотя такая централизация имела последствия для всех и каждого, вначале напрямую от нее пострадали лишь те, кто отвечал за эту работу или открыто выступал против нового поветрия. Убитые журналисты и авторы репортерских расследований Пол Хлебников (Paul Khlebnikov) и Анна Политковская, отравленный экс-агент КГБ Александр Литвиненко, который стал критиком Путина - все эти известные за пределами своей страны люди стали мишенями и жертвами. К их смерти 'простые' россияне не имели никакого отношения; кроме того, никто так и не сумел убедительно доказать, что следы убийств ведут во власть.

Затем, в марте 2007 года из окна своей московской квартиры на пятом этаже 'выпал' и разбился насмерть мало кому известный за границей журналист Иван Сафронов. Но известно, что он работал над разоблачительной статьей о продаже российского оружия в Иран и Сирию. Пожалуй, в ней не было ничего нового, но такая статья могла сорвать очень выгодную сделку. После смерти журналиста московская прокуратура начала расследование по статье 'доведение до самоубийства', хотя в большинстве других стран это называется просто убийством.

А в январе текущего года была вновь применена тактика КГБ по вторжению в частную жизнь 'простых' людей. На фоне дипломатического скандала по делу Литвиненко Кремль приказал закрыть отделения Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Когда отделения продолжили свою работу, в дом к 10 штатным сотрудникам совета пришли представители 'налоговых органов'. В тот же день Федеральная служба безопасности (ФСБ) допросила 20 работников совета, а директора санкт-петербургского отделения остановила дорожная полиция, заподозрив, что он сел за руль в пьяном виде. На следующий день отделение закрыли навсегда, а к концу месяца 18 российских сотрудников этой организации по культурным связям стали безработными.

Первые массовые протесты против Путина прошли в 2004 и 2005 годах, когда государство существенно урезало социальные льготы в рамках так называемого процесса монетизации. Эти протесты носили скорее социальный, а не политический характер, и демонстрантами в большинстве своем были пенсионеры и отставные военнослужащие. После этого протестные выступления чаще всего подавлялись полицией и заканчивались задержаниями и арестами. Сейчас власти разрешают лишь те демонстрации, которые устраивают прокремлевские организации, такие как 'Россия молодая', которая недавно выставила пикеты возле посольства Сербии, протестуя против независимости Косово. Произошло это за несколько дней до выступления представителя России в НАТО Дмитрия Рогозина, который предупредил, что если ЕС и НАТО вступят в конфликт с ООН из-за Косово, Россия 'будет исходить из того, что для поддержания порядка мы должны использовать силу'.

Несмотря на все это, писатель Виктор Ерофеев заявил недавно на страницах New York Times, что благодаря Путину 'частная жизнь [в России] остается необыкновенно свободной'. В качестве доказательства он привел факт наличия в стране 'переполненных ресторанов, залов игральных автоматов, казино, дискотек, автомашин и книг обо всем - от буддизма до гомосексуализма'. Мы видим, что такого рода 'свобода' распространяется почти исключительно на сферу коммерческого потребления, и не затрагивает творческое и научное сообщество, которое чаще всего 'спонсируется' бизнесом, старающимся не финансировать те проекты, в которых прослеживается критика правящего режима.

Массы обожают Путина, отчасти из-за того, что он увеличил богатство страны, попросив взамен совсем немного. Но если Рогозин всерьез говорил о готовности России применять 'военную силу' против того, что она считает для себя угрозой, следует задать вопрос, относится ли такая готовность только к конфликтам за рубежом, или речь здесь может идти и о внутренних 'раздражителях'. Несомненно, внимание самого Путина сегодня обращено вовнутрь. Недавно он начал одно свое выступление на тему реформ с метафорической, видимо, угрозы 'отрубить руки' взяточникам из числа государственных чиновников. Возникает следующий вопрос: а удастся ли ему сохранить собственную популярность, когда он начнет требовать большей преданности делу и хорошего поведения от своих подчиненных, и будет наказывать их за невыполнение этого требования - особенно если экономическая ситуация при этом будет неблагоприятной?

В действительности улучшение экономического положения в жизни людей ограничено, такое улучшение ощущают в основном только жители крупных городов, таких как Санкт-Петербург или Москва (она сегодня самый дорогой город мира). С трудом удается сдерживать инфляцию. В октябре 2007 года основные предприятия по производству продуктов питания и крупные супермаркеты подписали 'по собственной инициативе' соглашение с Кремлем о замораживании цен на хлеб, молоко, яйца и подсолнечное масло до января месяца, а затем продлили это соглашение до мая. Первое соглашение было призвано не допустить дестабилизации перед декабрьскими парламентскими выборами, а второе - сохранить эту 'стабильность' до передачи президентской власти.

Итак, 7 мая преемник президента Дмитрий Медведев начнет заниматься вопросами внутренней, внешней и военной политики, а Путин будет 'назначен' премьер-министром и сфокусирует всю свою энергию на управлении страной через российский парламент. Но хотя и эти, и другие российские лидеры ведут себя так, будто их экономика будет вечно демонстрировать беспрецедентные успехи роста, цены везде растут, а финансовый мир погружается в хаос. Поскольку европейские потребители разрабатывают новые энергетические технологии и сознательно диверсифицируют источники поставок энергоресурсов, возникает вопрос, как долго еще Россия будет главным поставщиком газа для Европы. Сочетание снижения нефтяных доходов и глобального экономического спада может стать катастрофой для страны. Российский народ тогда останется без денег - а это его единственный на сегодня ключ к свободе.

Давид Стромберг - помощник редактора журнала Zeek: A Jewish Journal of Thought and Culture (Журнал еврейской мысли и культуры)

________________________________

Владимир Восстановитель ("Polityka", Польша)

З.Бжезинский: Путинский выбор ("The Washington Quarterly", США)

План Путина ("The Washington Quarterly", США)