Безусловно, Джордж У. Буш и Владимир Владимирович Путин, президенты, чьи мандаты близки к завершению, хотели, чтобы этот саммит на берегу Черного моря стал их историческим завещанием. Признавая существование коренных разногласий в таких вопросах, как расширение НАТО или проект американского противоракетного щита, оба главы государства выразили интерес к созданию системы, которая позволила бы 'реагировать на потенциальные ракетные угрозы, и чтобы Европа и США участвовали в этом, как равные партнеры'.
Трудно себе представить при нынешнем состоянии международных отношений и обороны в Европе, как может работать оружие, которое должно приводиться в действие одновременным нажатием 'курка' в Москве, Вашингтоне и Брюсселе. Не менее сложно представить себе, что Пентагон откажется от своих планов по созданию противоракетного щита из-за отрицательного отношения к ним России, когда даже НАТО только что их одобрила. Но не суть важно. Буш и Путин хотели провести свою двадцать восьмую встречу под знаком сотрудничества и взгляда в будущее. Они попытались использовать свои личные отношения, теплые и прямые - по крайней мере, на внешний взгляд - чтобы улучшить итог двусторонних отношений, который некоторые считают посредственным, если не провальным.
Стоит напомнить, что после первой встречи президентов в июне 2001 года, когда Джорджу Бушу показалось, что он увидел 'душу' своего коллеги, отношения пошли по нисходящей. Воспользовавшись терактами 11 сентября, Вашингтон вышел в одностороннем порядке (в декабре 2001г.) из договора по ПРО 1972 года и запустил программу-клон 'звездных войн' - создание противоракетного щита. Война против Ирака (2003 г.), принятие трех стран Балтии в НАТО (2004г.), 'цветные революции' (Грузия в 2003г., Украина в 2004г.), в которых Кремль усматривает руку Белого Дома, все это только углубляло пропасть между Вашингтоном и Москвой.
Одновременно Москва, благодаря взлету цен на нефть, ведомая молодым и всемогущим царем, вновь накачала мускулы. Она становится первым производителем газа и нефти в мире (по данным Международного агентства по энергетике 2007 года).
В период между рыбалкой в Кеннебанкпорте и прогулкой по ранчо в Кроуфорде Буш и Путин обмениваются все более и более жесткими репликами. Америка критикует ущемление свобод и использование энергетического оружия. Россия обличает унилатерализм и 'двойные стандарты' Америки (пример: разве может страна, содержащая тюрьму в Гуантанамо, давать уроки демократии?).
Словесная эскалация на этом не останавливается. В 2007 году на конференции в Мюнхене Россия сравнивает американский курс с политикой Третьего Рейха. Но, несмотря на эту риторику, напоминающую 'возврат холодной войны', никогда еще экономические связи и сотрудничество (в области борьбы с терроризмом, например) не были столь интенсивными.
При данных обстоятельствах, откроет ли саммит в Сочи новую страницу в отношениях между Москвой и Вашингтоном? Что касается Америки, то мы узнаем ответ только, когда развеется предвыборная неизвестность, это - издержки демократических систем. На место звучным предвыборным заявлениям - по мнению г-жи Клинтон у Путина нет души, а Маккейн считает, что Россию нужно исключить из 'большой восьмерки' - рано или поздно придет реальная политика.
В отношении же России обманываться не стоит. Владимир Путин предупредил вчера, что его преемник Медведев, чьим премьер-министром он станет, в своей внешней политике будет отдавать приоритет интересам россиян. Но в конечном итоге разве защищать свои интересы не является законной целью каждого государства?
Стоит отдать должное русским - они заявляют об этом без лицемерия. Медведев, несомненно, несколько сгладит острые углы в двусторонних отношениях - защита интересов россиян не обязательно является синонимом конфронтации. Как напомнил на прошлой неделе представитель Кремля, терроризм, организованная преступность, ядерное распространение, фундаментализм, наркотики не знают границ. И единственный способ им противостоять заключается в сотрудничестве.
______________________________________________
Время для более тонкого подхода к Кремлю ("The Independent", Великобритания)
Здесь только одна 'хромая утка' ("The Guardian", Великобритания)