Александр Новиков, скрывающийся в Швеции, утверждает, внедрился в оппозиционное движение и проработал там два года, получая ежемесячную зарплату в 8 000 рублей
Александр Новиков не похож на маститых агентов КГБ, которые переходили на сторону Запада во времена 'холодной войны'. Но его история бежавшего из страны незначительного осведомителя ФСБ (преемницы КГБ) проливает новый свет на сегодняшние методы российских секретных служб. Холостой 36-летний Новиков в течение двух лет играл роль 'крота' в лагере внутреннего врага: Объединенного гражданского фронта, движения, возглавляемого бывшим чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым, ставшего самым известным противником Путина.
'Я действительно боюсь'
Осведомитель снял маску после того, как в конце января убежал за границу. Сначала он скрывался в Финляндии, затем в Дании, теперь он утверждает, что находится в Швеции, где попросил политического убежища. 'Я действительно боюсь, - сказал Александр Новиков корреспонденту Figaro, который связался с ним по шведскому телефонному номеру. - Если я вернусь в Россию, мне предъявят обвинение в государственной измене'.
Новиков родился в Приднестровье, русскоговорящем регионе Молдовы, учился в мединституте в Сибири. В 2006 году, когда состоялся его контакт с ФСБ, он работал представителем немецкой фармацевтической компании. Это обеспечивало его зарплатой среднего московского служащего - 20 000 рублей (570 ?). 'В начале 2006 года я пришел в ФСБ, чтобы навести справки о друге, о котором давно ничего не слышал. Он был связан с криминальными кругами Приднестровья'.
Офицер, с которым он общался, связался с ним через две недели и предложил заключить 'контракт'. Новиков твердо придерживается этой невероятной версии, 'не взирая на саркастические комментарии в Интернете'. Андрей Солдатов, обозреватель сайта agentura.ru и 'Новой газеты', специализирующийся на деятельности спецслужб, считает, что, скорее всего, на Новикова оказали давление в связи с его долгом в 15 000 рублей. Новиков уверяет, взял этот кредит уже после того, как его завербовала ФСБ. Тогда что им двигало? Ежемесячная зарплата в 8000 рублей? Нет. 'Мне показалось интересным собирать информацию о ОФГ Каспарова. Я получил возможность изменить свою скучную жизнь'.
Десять раз в неделю
Он передавал собранную им информацию трем своим кураторам с частотой до 'десяти раз в неделю'. На улице, в кафе или в машине. Как истинные бухгалтеры, пекущиеся о государственных средствах, его кураторы в обмен на 8 000 рублей требовали от него расписку, подписанную 'Михаил'. Два источника в ФСБ подтвердили журналисту Солдатову, что Александр Новиков действительно был их 'кротом'. Он был 'достаточно активным членом' партии, его никто не подозревал, говорит Марина Литвинович, близкая соратница Каспарова. Его даже задерживали во время демонстраций. Но 'у него не было доступа к важной информации'. 'Видя враждебное отношение к нам властей, мы не сомневались, что за нами следят'.
Почему же этот шпион пошел на риск и предал спецслужбы? 'Один из моих кураторов считал людей из ОФГ идиотами. А я им симпатизировал, я начал осознавать, что люди должны иметь право на свободу слова'. Если история этого Новикова правдива, то мы имеем дело с первым случаем, когда 'крот', внедрившийся в политическое российское движение, вылез из своей норы. Закон 1995 года, принятый в ельцинскую эпоху, запрещает спецслужбам внедрять своих агентов в любые легальные общественные организации.