Президент Эстонии Тоомас Ильвес удивляется 'самоуверенности' европейцев, которые считают, что могут превратить страну в демократию против ее воли
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес воспользовался своей встречей в Париже с Николя Саркози, чтобы обсудить уроки саммита НАТО и будущее председательство Франции в Евросоюзе. Тоомас - нестандартная личность, до падения Стены он возглавлял эстонскую службу радио 'Свободная Европа', в нем сочетается неприкрытый атлантизм с настоящей приверженностью Европе. Его внешнеполитический курс типичен для новых восточноевропейских стран, стремящихся принять демократические и либеральные ценности Запада. Совсем недавно Тоомас Ильвес объявил, что не будет присутствовать на церемонии открытия Олимпийских Игр в Пекине.
- Вы сказали президенту Саркози, что разочарованы тем, что Франция и Германия заблокировали предоставление Киеву и Тбилиси статуса кандидатов на вступление в НАТО?
- Видя нежелание Евросоюза выработать активную политику соседства в отношении Украины и Грузии, мы сказали себе: в таком случае, почему бы им не вступить в НАТО? Мы знаем по своему опыту, что План действий по членству в НАТО (ПДЧ) представляет собой эффективную систему 'кнута и пряника', которая помогает странам, находящимся в стадии перехода к демократии, проводить необходимые реформы. Мы рассматриваем ПДЧ как инструмент. Но в Бухаресте предпочли взять на себя более твердое обязательство - более твердое, чем ПДЧ! - по принятию Украину и Грузию в НАТО. Это - хороший результат, но инструмент все равно нужен. Политику соседства Евросоюза необходимо наполнить содержанием. Почему бы не предложить им заключить с нами соглашение о свободной торговле? Почему бы не предложить внедрить у себя acquis communautaire в обмен на открытие наших рынков? Эти страны выбрали либеральную демократию. Но по бюрократическим, порою нелепым причинам, мы облегчаем визовой режим с недемократической Россией, но не с Грузией . . .
- Как Вы относитесь к аргументу, согласно которому не стоит продолжать быстрое расширение НАТО, чтобы не загонять в угол Россию?
- Вознаграждать страну, которая ведет себя ненадлежащим образом - плохая политика. Я бы посоветовал проводить в отношении России политику благожелательного безразличия, а именно игнорировать ее агрессивную риторику, проявлять твердость в области защиты прав человека, и, в первую очередь, распроститься с иллюзией, что в России можно что-либо изменить. Только европейцы со всей своей самоуверенностью считают, что народ можно научить демократии. Но на нас лежит нравственный долг помогать странам, которые встали на этот путь, таким, как Украина. Говорить, что не нужно пускать Украину и Грузию в НАТО, чтобы сделать приятно недемократической стране, недопустимо с моральной точки зрения.
- Год назад в отношениях между Россией и Эстонией возникла напряженность из-за переноса памятника советскому солдату из центра Таллина. Какой урок Вы извлекли из тех событий?
- Необходимо понять, что Россия вернулась к мистическому возвеличиванию Красной Армии, что она отрицает все совершенные ею преступления и забывает, что для нас советская военная форма не является синонимом освобождения.
- Чего Вы ждете от председательства Франции в ЕС
- Мы поддерживаем приверженность Франции делу европейской интеграции. Мы видим, что наши взгляды на такой важный вопрос, как энергетика, во многом совпадают. Эстония, как и Франция, является сторонником выработки более независимой и четкой энергетической политики. Энергобезопасность ЕС представляет собой очевидный политический вызов, особенно когда видишь, что в таких странах как Россия на интернет-сайте правительства черным по белому написано, что энергетика - это политический инструмент. Одним из решений проблемы является использование атомной энергии, поскольку она предоставляет наибольшую степень независимости. Но в моей стране мы еще не начали обсуждать этот вопрос.
* Совокупность принятых законодательных актов и других документов, регулирующих деятельность Союза и характеризующих достигнутый им уровень интеграции (Вернуться к тексту статьи)
______________________________________________
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес: 'Россия должна признать, что в СССР совершались преступления' ("El Pais", Испания)
Американский дядюшка: кто и где учил истории президента Ильвеса ("Delfi", Эстония)
Когда в товарищах согласья нет... ("The Economist", Великобритания)
НАТО-угроза миру. Диафильм по истории для X класса, 1985 г. (Студия "Диафильм", Госкино СССР)