Встреча на высшем уровне президентов Буша и Путина, состоявшаяся в минувшие выходные, подавалась как последняя встреча двух глав государств. Однако, когда российско-американский диалог возобновится при новых лидерах, на кону будут те же самые национальные интересы, а на повестке дня - те же самые вопросы.
Поэтому самым ободряющим результатом финального саммита Буш-Путин стала декларация о 'стратегических рамках', которую они подписали на черноморском курорте Сочи, - дорожная карта для будущих двусторонних отношений.
Буш стремился получить согласие России на размещение в Центральной Европе системы противоракетной обороны, заявляя, что радиолокационная система, которая будет установлена в Чехии, и 10 ракет-перехватчиков, которые будут развернуты в Польше, предназначены исключительно для отражения иранских ракет большой дальности. Путин считает, что в задачи этой системы может быть включено отражение российских МБР, что ослабит российский потенциал ядерного сдерживания.
Поскольку этот спор стал большим и ненужным раздражающим фактором в американо-российских отношениях, неспособность Буша добиться согласия России на размещение системы ПРО может оказаться самым здравым результатом саммита. В любом случае, этот вопрос лучше всего передать преемнику Буша.
Создание системы ПРО - дурацкая затея. Пока реалистичные испытания не докажут, что существующая система может преодолеть свою нынешнюю неспособность отличать настоящие боеголовки от простых в производстве ложных целей, основным аргументом против развертывания системы будет технологический. Мало ли, что Кремль опасается, что такая система ПРО означает возврат Вашингтона к политике сдерживания в стиле 'холодной войны'. О том, какие сигналы она подает другим, придется задумываться новому президенту. Если система направлена исключительно против Ирана, не означает ли это, что Америка считает, что Иран неизбежно получит ядерное оружие?
А если система предназначена только для защиты Европы от иранских ракет, то почему у правительств стран Западной Европы этот план не вызывает большого энтузиазма?
Хотя Путин в Сочи подчеркивал, что 'наша принципиальная позиция' в споре вокруг противоракетной обороны 'осталась неизменной', они с Бушем сумели договориться о программе будущего сотрудничества в таких областях, как борьба с терроризмом, торговля и заявка России на вступление во Всемирную торговую организацию, нераспространение ядерного оружия и энергетическая политика. Их преемники должны проявить готовность следовать этой дорожной карте. Следовать ей будет гораздо проще после устранения баррикады, которую представляет собой бушевский план противоракетной обороны.
_________________________________
Закат эпохи Буша-Путина ("Time", США)
Похоже, в России нет 'хромых уток' ("The Guardian", Великобритания)