Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
Люди любят подавлять абстрактные угрозы. Они начинают реагировать только после того, как обожгут себе пальцы. Имея дело с ядерной угрозой, однако, мы едва ли можем позволить себе такое детское поведение.
Начнем с того, что старая система ядерного сдерживания, продолжающая существовать в Соединенных Штатах и России со времен окончания "холодной войны", по-прежнему включает множество угроз и опасностей. Несмотря на то, что международное сообщество по большей части игнорирует этот факт, угроза сохраняется.
Надо отметить, что в 1990-х годах США и Россия сократили свой ядерный арсенал с 65000 до примерно 26000 единиц вооружений. Но это число по-прежнему очень значительно и превышает рациональный уровень, необходимый для сдерживания. Более того, еще 1000 единиц ядерного оружия находится в руках других государств.
Второй причиной для беспокойства является то, что мир находится на пороге новой ядерной эпохи, которая грозит оказаться еще более опасной и дорогостоящей, чем эпоха "холодной войны" и гарантированного взаимного уничтожения (MAD). Более того, контуры этой новой ядерной эпохи уже заметны:
#-# Связь между терроризмом и ядерным оружием;
#-# Ядерное оружие в руках Северной Кореи;
#-# Опасность гонки ядерных вооружений на Ближнем Востоке, вызванная ядерной программой Ирана;
#-# Новое определение государственного суверенитета, как "ядерного суверенитета", сопровождающееся значительным увеличением числа малых и средних государств, обладающих ядерным оружием;
#-# Возможный кризис общественного порядка в ядерном Пакистане;
#-# Незаконное распространение военных ядерных технологий;
#-# Законное распространение гражданских ядерных технологий и рост числа "гражданских" ядерных государств, которые увеличивают вероятность военной угрозы;
#-# Вывод ядерного оружия в космос как стимул для гонки вооружений между крупными ядерными державами.
Политические лидеры, особенно в двух крупнейших ядерных державах - США и России, хорошо понимают угрозы, существующие сегодня и те, что могут возникнуть завтра. Однако ничего не делается для их контроля, сдерживания или ликвидации. Наоборот, ситуация ухудшается.
Основные столпы старого контроля над вооружениями и режима по борьбе с распространением ядерного оружия были либо уничтожены, как в случае с Договором о противоракетной обороне, либо существенно ослаблены, как в случае с Договором о нераспространении ядерного оружия. Ответственность за это лежит в основном на администрации Буша, которая не только ослабила международную систему контроля за ядерным оружием своим расторжением Договора о противоракетной обороне, но и ничего не предприняла перед лицом надвигающегося кризиса Договора о нераспространении ядерного оружия.
В начале двадцать первого века распространение военных ядерных технологий является одной из главных угроз человечеству, особенно если эти технологии попадут в руки террористов. Применение ядерного оружия террористами не только приведет к крупной гуманитарной трагедии, но и заставит мир фактически вступить в ядерную войну. Последствия такого шага будут кошмарными.
Почти столь же тревожным является ядерное переопределение государственного суверенитета, поскольку оно не только приведет к появлению большого числа мелких, политически нестабильных ядерных держав, но и увеличит риск попадания ядерного оружия в руки террористов. Пакистан, скорее всего, уже не будет единичным случаем.
Для предотвращения этих и других рисков, связанных с наступлением новой ядерной эпохи срочно необходима международная инициатива по обновлению и совершенствованию международного режима контроля, возглавляемая обеими крупными ядерными державами. Ибо, чтобы разоружение было эффективным, сигнал должен исходить сверху - от США и России. Здесь готовность ядерных держав выполнить свои обязательства по разоружению в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия имеет первостепенное значение.
Договор о нераспространении, бывший гарантом мира на протяжении более трех десятилетий, основан на политической договоренности между ядерными и неядерными государствами, согласно которой последние обязываются воздерживаться от приобретения ядерного оружия, в то время как первые обязываются уничтожить свой арсенал. К сожалению, пока что была реализована только первая часть (хотя и не полностью).
Договор о нераспространении по-прежнему жизненно необходим и нуждается в срочном пересмотре. Однако этот оплот международного контроля за распространением ядерного оружия находится на грани краха. Последняя конференция по пересмотру этого договора в мае 2005 года в Нью-Йорке закончилась практически безрезультатно.
Основной дефект Договора о нераспространении ядерного оружия виден в настоящее время на примере ядерного спора между Ираном и Советом Безопасности ООН: Договор разрешает разработку всех ядерных компонентов, необходимых для военного использования (в частности, обогащение урана) при условии отсутствия явной программы разработки ядерного оружия. Это означает, что в новых ядерных странах одного политического решения будет достаточно для того, чтобы превратить ядерную программу из гражданской в военную. Такого рода "безопасности" сегодня недостаточно.
Еще один спорный вопрос, который также выдвинулся на передний план в связи с текущим ядерным конфликтом с Ираном: недискриминационный доступ к ядерным технологиям. Решение этой проблемы потребует интернационализации доступа к гражданским ядерным технологиям, а также заполнения пробелов в области безопасности, существующих в действующем Договоре о нераспространении, и гораздо более серьезного мониторинга всех государств, которые хотят быть частью такой системы.
Лидеры стран мира знают об опасностях новой ядерной эпохи, а также знают, как свести их к минимуму. Но политическая воля к решительным действиям явно отсутствует, потому что общественность не считает ядерное разоружение и контроль над вооружениями политическим приоритетом.
Это отношение должно измениться. Ядерное разоружение и нераспространение не являются вопросами прошлого. Они должны быть решены сегодня, чтобы не превратиться в самые опасные угрозы завтрашнего дня.
Йошка Фишер - министр иностранных дел и вице-канцлер Германии с 1998 по 2005 годы, лидер Партии зеленых на протяжении почти 20 лет.
_______________________________________
Copyright: Project Syndicate, 2008.
Перевод с английского: Евгения Унанянц
______________________________________
Свет в конце тоннеля? ("The Financial Times", Великобритания)
'Звездные войны' и призрачная угроза ("Time", США)