Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Популярный Булгаков

Для многих российских зрителей это наверняка была первая встреча с Булгаковым и литературой такого формата

Популярный Булгаков picture
Популярный Булгаков picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как известно, все началось с того, что комсомолка Аннушка разлила на улице подсолнечное масло. Так начали свою работу темные силы, воплощенные в профессоре Воланде, забавляющемся судьбами Берлиоза, Ивана Бездомного и директора театра Лиходеева. Он демонстрирует абсурд сталинской повседневности, играет людскими слабостями, указывает на неизлечимую безнадежность действительности, на смешение добра и зла...

40 миллионов российских телезрителей посмотрели сериал Владимира Бортко 'Мастер и Маргарита'. Он не справился с вызовами первоисточника, но показал, что ситуационные комедии - не единственный удел массовой телеаудитории.

Среди наших деятелей кино- и телеиндустрии было бы трудно найти кого-то наподобие Владимира Бортко. Что бы он ни снимал: сериал 'Бандитский Петербург' или многосерийные фильмы по 'Собачьему сердцу' Булгакова и 'Идиоту' Достоевского, они собирали перед экранами телевизоров огромную аудиторию. На осень этого года режиссер готовит премьеру сериала по 'Тарасу Бульбе' Николая Гоголя. Между тем, польского зрителя ожидает предпоследняя работа Бортко на основе литературной классики, а, кроме того, обращающаяся к роману, который по сей день является объектом культа, подтверждение чему можно найти в сегодняшней Москве, прогуливаясь в районе Патриарших прудов.

Легенда 'Мастера и Маргариты' в Советском Союзе была, в частности, связана с цензурой и драматичными обстоятельствами написания книги. Стоит отметить, что романом Булгакова интересовались кинематографисты исключительно с нашей стороны железного занавеса. В 1971 г. Анджей Вайда снял для немецкого телеканала ZDF собственную, авторскую интерпретацию истории Иешуа Га-Ноцри ('Пилат и другие'). Год спустя вышел на экраны совместный югославско-итальянский фильм Александра Петровича, создателя знаменитой картины 'Скупщики перьев'. Когда-то снять фильм по роману Булгакова собирался Роман Полански, а в 1990 г. Мачей Войтышко снял телесериал (роль Маргариты исполнила Анна Дымна). Несколько лет спустя отправилась на полки, после чего при таинственных обстоятельствах на много лет пропала первая российская версия авторства Юрия Кары. Однако авторы всех этих экранизаций воспринимали первоисточник довольно избирательно, пользуясь при этом скромными - а в случае Войтышко просто кустарными средствами.

Перед нами самая последняя версия, снятая с наибольшим на настоящий день размахом и в наибольшей мере верная тексту Булгакова. Можно было бы съязвить и сказать, что это шпаргалка для ленивых школьников. Следуя за сюжетом, Бортко переплетает московские сцены с библейскими, причем первые сняты черно-белыми, а цвет появляется в сценах с Пилатом или в моменты вмешательства сверхъестественных сил в жизнь москвичей 30-х годов.

Как известно, все началось с того, что комсомолка Аннушка разлила на улице подсолнечное масло. Так начали свою работу темные силы, воплощенные в профессоре Воланде, забавляющемся судьбами Берлиоза, Ивана Бездомного и директора театра Лиходеева. Он демонстрирует абсурд сталинской повседневности, играет людскими слабостями, указывает на неизлечимую безнадежность действительности, на смешение добра и зла. Дьявол обитает в самих реалиях: в новоязе и бюрократии, в квартирах, разделенных на многосемейные 'коммуналки', в том, что на стол подается осетрина 'второй свежести'. Дьявол сажает поэтов в психушки и даже Канта охотно сослал бы в лагерь. Бортко прямо называет его дьявольское имя: в фильме несколько раз звучит аббревиатура НКВД. Но дьявол пребывает и в живых людях, независимо от политической системы. Так и хочется просунуть в сцену с сеансом черной магии в 'Варьете', где мы видим толпу, опутанную мамоной и показным блеском, какую-нибудь аллюзию на российскую (и не только) современность. Однако режиссер не отклоняется от текста Булгакова, трактуя его набожно, а порой просто механически - как домашнюю заготовку. Он воспроизводит его буквально, и именно в этом самый большой грех популярного российского сериала.

В десятисерийном фильме Бортко много отличных моментов - в основном там, где он не стремится изобразить эффектные сцены (наибольшей концентрации кича он достиг в седьмой серии, где бал у Воланда выглядит как непреднамеренная пародия на оргию из фильма Кубрика 'С широко закрытыми глазами'). Когда действие переходит в более камерное измерение, приближаясь к телетеатру, смотреть фильм приятно. Главным образом, благодаря блестящим российским актерам (Олег Басилашвили в роли Воланда и Кирилл Лавров в роли прокуратора Иудеи). Однако бурлеск, безумный цирк, сюрреалистическое видение Булгакова превращаются в фильме в демонстрацию пиротехнических и компьютерных эффектов в формате дешевого триллера или научной фантастики. Не знаю, чего не хватило создателям фильма - средств или воображения. В любом случае, больше всего фильм теряет из-за слепой верности букве романа, которую его автор к тому же пытается засунуть в ярмарочную визуальную форму.

Однако стоит посмотреть на проект канала 'Россия' и с другого угла: не только как на художественный факт, но и как на общественный феномен. Для многих российских зрителей это наверняка была первая встреча с Булгаковым и литературой такого формата. Даже если она и произошла в несколько кичеватых декорациях, само общение с хорошо поданным словом, безусловно, принесло пользу. Так же, несомненно, будет и в Польше: знатоки и любители Булгакова могут почувствовать разочарование. Но те, кто столкнется с ним впервые или совершенно случайно, точно ничего не потеряют.

МАСТЕР И МАРГАРИТА - сцен. и реж.: Владимир Бортко, Россия 2005, 1-ая серия : понедельник, 14 IV, 22.10, TVP 1

__________________________________

Десять вечеров с Булгаковым ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Премьера сатиры на Сталина срывалась из-за задержек и суеверий ("The Times", Великобритания)

Дьяволу придется заплатить за экранизацию романа Булгакова ("The Guardian", Великобритания)

Владимир Бортко: 'Мастера и Маргариту я впервые встретил в Киеве, на улице Чапаева' ("Зеркало Недели", Украина)