Саммит НАТО, прошедший на прошлой неделе в Бухаресте, благословил на вступление балканские страны, но не все. Албанию и Хорватию пригласили присоединиться к членам альянса, однако Македонию попросили подождать в прихожей. Сербия отошла на второй план, а настойчивые российские угрозы о возобновлении регионального конфликта из-за Косово не встретили отпора.
Похоже, что каждый успех НАТО на Балканах сопровождается выявлением все новых проблем. И встреча в Бухаресте не была в этом плане исключением. Были приняты положительные решения, среди которых единодушная поддержка идеи вступления в альянс Хорватии и Албании, поскольку эти страны выполнили все требования, предъявляемые к кандидатам на членство. Приняты и другие плодотворные решения. Черногория и Босния присоединились к планам партнерства и 'активизации диалога' в рамках подготовки к вступлению в НАТО в перспективе.
Лидеры альянса продемонстрировали свою готовность налаживать более тесные связи с Сербией после парламентских выборов в этой стране, которые состоятся в середине мая. Но поскольку прозападные силы Сербии расколоты и утрачивают поддержку населения, а Сербская радикальная партия вполне может войти в состав нового правительства, Белград после выборов скорее всего будет сближаться с Россией, а не с НАТО.
Самым ярким негативным моментом саммита стало решение отложить принятие в члены альянса Македонии. Вступление Македонии заблокировала Греция после многолетних и зашедших ныне в тупик переговоров по вопросу официального названия этой страны и его использования. Название Македонии без уточняющего географического или политического определения в Афинах считают прямым вызовом эллинскому наследию и идентичности, и поэтому парламент страны отказывается ратифицировать решение о вступлении Македонии в НАТО.
К сожалению, македонские власти уверовали в то, что Вашингтон, выступив в качестве посредника в споре с Афинами, настоит на своем. Поэтому они не смогли найти взаимоприемлемый компромисс. Решение о приглашении Македонии в НАТО всецело зависит от ее договоренности с Грецией. А перспектива такой договоренности сегодня выглядит еще призрачнее, чем до начала саммита.
В связи с решением НАТО отсрочить принятие в свои ряды Македонии в этой стране может произойти радикализация внутренней и внешней политики. Неустойчивое правительство, из состава которого уже вышли албанские партнеры по коалиции, может столкнуться с вынужденной отставкой, если согласится на новое название, требующее внесения поправок в конституцию. Можно ожидать потока обвинений в адрес Афин и возрождения националистических страстей. Но от этого репутация Македонии как надежного кандидата на вступление в НАТО только пострадает.
Если для переговоров с Грецией не будет выработана здравая стратегия с участием высокопоставленных представителей США, то политическая неразбериха, которая возникнет в итоге, может вызвать у лидеров албанского меньшинства стремление к территориальной автономии в районе, расположенном на границе с Косово и Албанией. А это пустит под откос Охридское соглашение, тщательно и кропотливо разработанное для того, чтобы обеспечить мирное межэтническое сосуществование в составе единого государства после албанского мятежа летом 2001 года.
Более масштабные последствия сохранения македонской проблемы заключаются в том, что она способна вызвать дестабилизацию обстановки в регионе. Если Скопье не признает немедленно косовскую государственность и не заключит пограничное соглашение с Приштиной, то часть албанских воинствующих активистов в Македонии может выступить за перекройку границ. Эти элементы могут прийти к выводу, что поскольку Македонии отказано во вступлении в НАТО, она является просто 'временным государством'.
Россия также попытается получить выгоду от неопределенности ситуации с Македонией. Она будет настаивать на укреплении связей со Скопье в области экономики, политики и безопасности, претендуя на роль стойкого защитника в борьбе с пан-албанскими тенденциями и 'исламским терроризмом'. При этом Москва будет стремиться к тому, чтобы прибавить еще один актив к своей расширяющейся монополии и создать на Балканах цепочку зависимых от нее стран, идущую все дальше в Центральную и Западную Европу.
После того, как участники саммита приняли декларацию с обязательством НАТО со временем принять в свои ряды Украину и Грузию (хотя альянс не решился предложить им План действий по членству), Москва выступила со ставшими уже привычными предостережениями по поводу расширения. Она заявила о том, что если Киев и Тбилиси получат приглашение вступить в НАТО, дестабилизация ситуации неизбежна. Остались в основном незамеченными другие заявления Кремля, которые, тем не менее, более важны. Москва утверждает, что события в Косово еще не вступили в 'самую напряженную фазу', дав таким образом понять, что действия НАТО и ЕС натолкнутся на сопротивление Сербии, а это приведет к разделу Косово.
Москва продолжит использовать в собственных интересах тот факт, что Косово не получает пока широкого международного признания. Она будет создавать НАТО все новые проблемы, препятствуя расширению западного влияния. Конфликты, как замороженные, так и активные, дают России возможность для продвижения собственных интересов в регионе, который пока не получил полных гарантий безопасности в рамках западных институтов.
Если новое правительство Сербии будут формировать националисты, НАТО следует ожидать более тесного взаимодействия между Белградом и Москвой в провоцировании беспорядков в Косово. Они могут привести к провозглашению отдельного административного сербского образования в северной части Косово.
Посткоммунистическая элита стран юго-восточной Европы падка на финансовые приманки Москвы. Она получает личные выгоды, открывая экономику своих государств для российского проникновения. Экономические ловушки, расставляемые Россией на всем пути следования ее постоянно расширяющейся энергетической сети, могут также вызвать уступчивость политиков в отношении целей Кремля в Европе.
Москва проводит в отношении Запада двойную стратегию. Она усиливает трения внутри Европы в целях расширения собственного влияния и добивается свертывания американского присутствия, чтобы не допустить окончательного ухода Восточной Европы с российской орбиты. Если рассматривать результаты бухарестского саммита в таком, более широком контексте, то можно отметить, что он добился определенных успехов на Балканах. Тем не менее, этот все еще неспокойный регион, борьба за который продолжается, нуждается в далеко идущих и прочных обязательствах альянса.
Януш Бугайски - директор Проекта 'Новые демократические страны Европы' (New European Democracies Project) вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies).
___________________________________________________________
Раскол в рядах НАТО ("The International Herald Tribune", США)
Издевательство над расширением ("The International Herald Tribune", США)