Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Компенсируя утраченное Америкой влияние

В основе политики должны лежать приоритеты, а не предпочтения

Компенсируя утраченное Америкой влияние picture
Компенсируя утраченное Америкой влияние picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За редким исключением стран, которые полностью зависят от торговли с Соединенными Штатами, экономические санкции против того или иного государства окажутся действенными лишь тогда, когда основные экономические игроки, особенно Китай, поддержат их. А если Вашингтон не захочет или не сможет взять Китай на борт, американские меры будут наносить такой стране ущерб, но их окажется недостаточно, чтобы изменить ее поведение.

Все большее количество стран ведет себя так, что это не нравится Соединенным Штатам. Такое поведение проявляется во многом - от продажи передовых технологий "странам-изгоям" до активной поддержки группировок и организаций, ведущих борьбу с США и их союзниками. Кандидаты в президенты, пытаясь выработать свою определяющую стратегию, должны задуматься над тем, какими инструментами располагают Соединенные Штаты Америки для изменения поведения своих противников.

После восьми лет безрассудства и просчетов администрации Буша становится очевидно, что набор таких инструментов принуждения у США ограничен, и с каждым днем их становится все меньше. После иракской катастрофы мысль о том, что американских военных можно использовать для оказания давления и даже свержения непослушных режимов, кажется уже фантастикой. Попавшую в ловушку страну, пытающуюся выбраться из своей иракской трясины, не боится и не уважает ни один ее потенциальный противник.

В условиях отсутствия заслуживающей доверия военной стратегии Америка могла бы использовать дипломатию и переговоры как средство сдерживания и обуздания своих врагов. Однако американские политики с тревогой относятся к любой попытке использования тактики взаимных компромиссов, в рамках которой США, чтобы получить уступки в одной области, должны подвергать риску всю свою общую стратегию.

Предпочтительной "золотой серединой" между конфронтацией и взаимодействием остается "сдерживание". Это довольно расплывчатое понятие, подразумевающее, что можно оказывать достаточно сильное давление на другое государство, чтобы заставить его уступить твоим требованиям, не прибегая при этом к открытой войне. В распоряжении Америки имеется значительный арсенал средств, включающий лишение той или иной страны доступа к мировым рынкам и источникам инвестиций, воспрепятствование ее интеграции в международную экономику, а порой и создание в союзе с соседними государствами своего рода региональных блоков с развертыванием воинских формирований по периферии неугодной страны.

Концепция "сдерживания" привлекательна для широкого спектра политических сил в США. Она позволяет администрации заявлять, что "что-то делается", и избегать той неразберихи, которая сопровождает дипломатию взаимных уступок - ведь действия в ее рамках всегда ставят политика под огонь обвинений в том, что он "слишком мягок" или что он "потакает" врагам Соединенных Штатов. В то же время, она позволяет избегать тех издержек, какими сопровождается прямая конфронтация - особенно когда речь идет о жизни американцев и богатствах страны.

Но в последнее десятилетие способность Вашингтона применять меры сдерживания серьезно ослабла. Задумайтесь над разницей в подходах США к России. Десять лет назад зависимость Москвы от займов Международного валютного фонда давала Соединенным Штатам хороший рычаг воздействия на поведение России. Сегодня, когда нефть стоит более 100 долларов за баррель, а Россия обладает третьими в мире запасами этого топлива, Москва чувствует себя гораздо свободнее и в состоянии игнорировать американские требования.

Наверное, ни одна страна мира не была объектом и целью американского сдерживания и политики санкций в большей степени, нежели Иран. США задействуют в такой политике целый арсенал средств принуждения - от односторонних санкций и полного прекращения торговли с Ираном до ограничения иранского доступа на глобальные рынки, от запрета на содействие Тегерану со стороны международных кредитных организаций до попыток собрать (и вооружить) коалицию государств для борьбы с этой страной. Однако в тех вопросах, которые беспокоят США больше всего - прекращение Ираном работ по созданию ядерного потенциала - Тегеран остается непоколебим. Кроме того, режим так и не рухнул под американским давлением.

Эффект воздействия санкций существенно ослабевает по причине роста ряда индустриальных гигантов, таких как Китай. А там, где прошел Китай, за ним начинают следовать европейские, японские и индийские фирмы. Те компании, которые не заинтересованы в бизнесе с Соединенными Штатами, отмахиваются от односторонних американских санкций - точно так же, как и государства, которым не нравятся запугивания администрации Буша.

Но в Вашингтоне провал и неудачи всегда находят поддержку. Несмотря на отсутствие каких бы то ни было результатов от санкций, они пользуются широкой поддержкой всего политического спектра. Привлекательность санкций таится не в их продуктивности, а в отсутствии единодушия относительно вариантов действий - использования силы или активной и здравой дипломатии в отношении таких проблемных государств как Иран.

Следующему президенту придется столкнуться с такой действительностью. За редким исключением стран, которые полностью зависят от торговли с Соединенными Штатами, экономические санкции против того или иного государства окажутся действенными лишь тогда, когда основные экономические игроки, особенно Китай, поддержат их. А если Вашингтон не захочет или не сможет взять Китай на борт, американские меры будут наносить такой стране ущерб, но их окажется недостаточно, чтобы изменить ее поведение.

Американцы легко могут найти в действиях других стран что-то такое, что вызовет у них гнев и неудовлетворенность. Но в основе политики должны лежать приоритеты, а не предпочтения.

Рэй Тэйки - старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations). Николас Гвоздев - главный редактор журнала National Interest.

____________________________________________________________

Возвышение и падение американской империи ("Al Ahram", Египет)

У США есть последний шанс выстроить новый миропорядок ("The Financial Times", Великобритания)