Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Они такие же, как при Советах - только костюмы у них получше

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как минимум половина присутствовавших на съезде "Единой России" - провинциальные бюрократы с кислыми лицами - вполне вписались бы в атмосферу какого-нибудь коммунистического съезда 80-х годов. Однако речи были уже короче, костюмы сидели на плечах лучше, часы сверкали ярче, а атмосферу в какой-то степени освежало присутствие со вкусом подобранных звезд телевидения и спорта, крупных бизнесменов и женщин. Чего же добивается Путин, создавая себе такую странную партию и устраивая подобные предсказуемые процессы?

Партия "Единая Россия", получившая в результате декабрьских выборов две трети мест в российской Государственной Думе, с точки зрения западного человека выглядит довольно странным образованием. Идеологии у нее нет вообще, а весь смысл ее существования заключается в том, чтобы поддерживать президента - Владимира Путина, а теперь, по идее, и его преемника Дмитрия Медведева, который переедет в Кремль в мае.

После семидесяти лет правления Коммунистической партии большинству русских идеология до смерти надоела, да и политическим партиям как таковым они не очень-то доверяют. Тем не менее, "Единая Россия" получила от них такое подавляющее большинство, что она может и изменить конституцию, и даже объявить вотум недоверия президенту.

Впрочем, до этого, скорее всего, не дойдет - по крайней мере, без соответствующей санкции. Партия была создана в 2001 году не снизу, а сверху - при живейшем участии самого Путина, - и пока что исправно делает, что ей велят. Только что партия 'упросила' Путина стать ее лидером, и на специальном партийном съезде, прошедшем вчера в Москве, он был избран таковым. Все явно тщательно спланировано.

Как и большинство партийных съездов, этот съезд весьма походил на спектакль - с флагами, обязательной явкой российской правящей элиты и в обстановке торговых рядов 18-го века рядом с Красной площадью, переделанных под конференц-центр 21-го. Место действительно оказалось подобрано со вкусом, но огонька в действиях партии замечено не было: никаких вам разговоров о политике; провели несколько круглых столов - явно затем, чтобы придать мероприятию хоть какую-то видимость реального содержимого. Содержимое, впрочем, было: ибо теперь у партии есть Путин.

Как минимум половина присутствовавших - провинциальные бюрократы с кислыми лицами - вполне вписались бы и в атмосферу какого-нибудь коммунистического съезда 80-х годов. Стиль проведения был тоже весьма старомоден. Президиум монотонно зачитывал вопрос за вопросом, практически каждое предложение принималось единогласно, и никакой серьезной борьбы за, скажем, кресла федеральных чиновников не было и в помине. Однако речи были уже короче, костюмы сидели на плечах лучше, часы сверкали ярче, а атмосферу в какой-то степени освежало присутствие со вкусом подобранных звезд телевидения и спорта, крупных бизнесменов и женщин.

Чего же добивается Путин, создавая себе такую странную партию и устраивая подобные предсказуемые процессы? Он объявил, что, сдав президентские дела 7 мая, станет премьер-министром и лидером партии. Его преемник разъяснил, что этот шаг 'усилит партию и укрепит сотрудничество между законодательной и исполнительной властью'.

- Правительство будет опираться на поддержку парламента, - сказал Медведев. - В России появится консолидированная политическая сила. - То есть, надо понимать, сила, способная провести в жизнь все планы власти.

Медведев выступал первым, однако гораздо более продолжительные аплодисменты и овации достались Путину. Такое впечатление, что, даже уйдя с поста президента, именно он останется олицетворением народной власти в стране. У членов партии он не оставил никаких сомнений в том, что намерен взяться за руководство партией весьма решительно: похвалив партию за верную поддержку, он тут же заявил, что она должна быть реформирована, не в последнюю очередь в сторону большей открытости для политических дискуссий.

Насколько серьезны его слова? Ведь он в продолжение сказал, что партия должна 'очиститься' от тех, кто пришел в нее лишь в погоне за личной выгодой - а это слово, мало того, что само по себе создает весьма неоднозначные перспективы, в данной ситуации может относиться к великому множеству людей, вступивших в партию только лишь затем, чтобы быть в 'партии власти'.

Безусловно, "Единая Россия" - это уже не старая Коммунистическая партия, остающаяся, к слову, ее единственной серьезной противницей в Думе. Она говорит о бизнесе, о капитале - пусть зачастую и в контексте партнерства с государством. Она говорит, с одной стороны, о национализме, с другой - об иностранных инвестициях. Она говорит о том, что к 2020 году Россия с помощью нефти и газа должна стать одной из пяти ведущих экономик мира.

Но некоторые старые привычки так просто не вытравишь. На вопрос, что значит все происходящее, президент Татарстана, один из основателей "Единой России" Минтимер Шаймиев, сходя с президиума, где он сидел рядом с Медведевым, сказал:

- Теперь партия за все в ответе. Правительство предлагает законопроект, Дума его утверждает, а партия - контролирует.

Новизны в этих словах что-то не чувствуется.

_____________________________________________

Здесь только одна 'хромая утка' ("The Guardian", Великобритания)

Не надо бояться Путина ("Corriere Della Sera", Италия)

Прекратите путинофобию и постарайтесь нормализовать отношения ("The Financial Times", Великобритания)