Прошедший в Бухаресте саммит НАТО и принятые на нем решения, в первую очередь связанные с неприсоединением Украины и Грузии к плану подготовки к членству в альянсе, можно назвать поистине историческими. Впервые за последние двадцать лет Кремлю и российской дипломатии удалось приостановить победное продвижение на Восток такого институционального механизма обеспечения внешнеполитических интересов европейско-атлантической цивилизации, как НАТО.
Конечно же, Вашингтон не оставит идеи добиться включения в Североатлантический альянс Грузии, которая необходима ему как транзитный коридор в направлении Азербайджана, страны, включение которой в НАТО Белый дом считает своей стратегической целью. Но Москва получила временную передышку и возможность продолжить свою партию в Закавказье, в первую очередь в Баку и Ереване. А там, возможно, и в Тбилиси начнут появляться силы, ориентирующиеся не на Запад, а на Север. Хотя, если проанализировать идеологию даже грузинских оппозиционных лидеров, видимо, Москва еще долго не увидит в этой закавказской республике сил, с которыми можно было бы вести диалог.
В отношении Украины на саммите всего лишь было зафиксировано в принципе уже сложившееся соотношение сил относительно 'Незалежной'. Понятно, что даже в Вашингтоне уже давно осознали, что иллюзии Майдана 2004 года давно рухнули, и при нынешнем состоянии политической системы этой соседней с Россией страны Брюссель даже при наличии желания не сможет принять ее в члены альянса в обозримой перспективе. Однако в американском Белом доме не могли не понимать, что отказ присоединить Украину к ПДЧ сильнейшим образом ударит по уже расколотому 'оранжевому' лагерю и усилит пророссийскую ориентацию украинской политической элиты. Так что все, что смогли сделать Соединенные Штаты для поддержки ориентирующихся на них политических сил 'Незалежной' - это организовать первого апреля визит президента США в Киев.
Что ж, Кремль действительно может праздновать первую победу в противодействии наступлению евроатлантического мира на территории влияния российской цивилизации. Но что будет дальше? Как будут складываться отношения между этими двумя мирами, своими корнями уходящими в историю взаимосвязей западной и восточной частей христианской цивилизации?
Надежды, зачастую призрачные, конца 1980-х о формировании единого трансатлантическо-европейского пространства развеялись уже к концу девяностых годов прошлого столетия. Основной причиной стало желание адептов атлантизма побыстрее включить в сферу своего влияния Восточную Европу и Прибалтику. В Вашингтоне тогда еще слишком сильны были силы, воспитанные в реалиях 'холодной войны', ну а Париж с Берлином не смогли устоять от искушения воссоздать обновленную 'Империю Наполеона' путем расширения ЕС на Восток. Что ж, тогда решение, несмотря на протесты потерявшей силу и влияние Москвы, было принято. Что на многие годы вперед заложило основы конфликта между европейско-атлантической и российской цивилизациями.
Так неужели мы обречены на долгие годы конфронтации? Думается, что нет. Дело в том, что взаимные интересы Москвы и Вашингтона по контролю за ситуацией на так называемой 'дуге нестабильности', включающей в себя пакистано-афганский, среднеазиатский и каспийско-ближневосточный регионы, уже превалируют над существующими разногласиями относительно Восточной Европы, Прибалтики и западной части СНГ. Что и нашло отражение в результатах недавней встречи двух президентов в Сочи. Берлин же и Париж, крайне нервно реагирующие на активизацию российской дипломатии в странах восточной части ЕС, все-таки пока не готовы конфликтовать с 'открытым забралом' с Москвой без прикрытия Вашингтона.
Как ни странно, но серьезную помощь Кремлю оказали события, развернувшиеся вокруг провозглашения независимости Косово. По признанию самих же европейцев, случай Косово должен был стать испытанием для формирующейся единой внешнеполитической линии ЕС. Что ж, сейчас уже можно утверждать, что Евросоюз этот тест не прошел. А раз так, то думается, 'конец истории' еще не наступил. Так что не исключено, что мы еще станем свидетелями многих интересных событий в регионах, находящихся на линии разлома между российской и европейско-атлантической цивилизациями.
____________________________________________________
НАТО-угроза миру. Диафильм по истории для X класса, 1985 г. (Студия "Диафильм", Госкино СССР)
НАТО: день, когда Россия выйдет из себя ("Les Echos", Франция)
Россия - последняя карта Европы? ("Le Figaro", Франция)
Паранойя во имя правого дела ("The Boston Globe", США)
Нам надо рукоплескать успехам России ("The Independent", Великобритания)
Провоцируя российскую паранойю, мы подвергаем себя опасности ("The Observer", Великобритания)