Еще недавно на огромные российские запасы нефти и газа возлагались большие надежды, поскольку считалось, что благодаря им удастся удовлетворить растущий спрос на энергоресурсы. Сегодня это уже не так. На этой неделе высокопоставленный российский руководитель из нефтяной отрасли повторил звучавшие ранее официальные предупреждения о том, что добыча нефти впервые за десятилетие может снизиться.
Снижение добычи нанесет серьезный удар по государствам-потребителям, поскольку мировые цены на нефть вырастут еще больше. Россия от этого также понесет убытки, недополучив налоговые поступления. Однако Москва в состоянии остановить эту тенденцию и создать условия для восстановления объемов добычи.
В России проблема заключается не столько в отсутствии нефти, сколько в нехватке инвестиций. Причина тому - высокие налоги и враждебное отношение к зарубежным и некоторым российским компаниям со стороны государства, которое восстанавливает свой контроль над энергосырьевым сектором.
России придется действовать быстро, если она хочет избежать долгосрочного снижения объемов добычи нефти. На освоение неиспользованных резервов в Арктике и Восточной Сибири уйдут годы.
В связи с этим государство должно резко снизить налоги на эксплуатацию недр. Только крупное снижение налогов может стать стимулом для увеличения расходов на инфраструктуру поставок внутри страны. Пока отсутствуют стимулы для освоения труднодоступных внутренних нефтяных месторождений, российские энергетические компании будут по-прежнему скупать активы за рубежом. 4 миллиарда долларов дополнительных вложений в отрасль, как предлагается сегодня, это лишь крохи по сравнению с тем, что нужно компаниям для смягчения последствий снижения добычи на истощенных месторождениях в Западной Сибири.
Неопределенность в вопросе прав собственности на месторождения также должна быть устранена. Она является препятствием на пути вложения как российских, так и иностранных инвестиций. Западные компании крайне подозрительно, и не без оснований, относятся к замыслам государства. В качестве официального объяснения проведенного в прошлом месяце милицией обыска в нефтяной компании ТНК-ВР, наполовину принадлежащей British Petroleum, была выдвинута версия о промышленном шпионаже. Но остаются подозрения, что это была уловка, предназначенная для того, чтобы долю в этой компании получил "Газпром".
Россия может многого добиться, используя западный опыт, знания и технологии. Иностранные фирмы будут вести отчаянную борьбу за новые возможности. Но если Россия станет их вытеснять, то ей не удастся восстановить свою приходящую в упадок сеть поставок. Есть признаки того, что правительство это понимает. Американская компания ExxonMobil, которая ведет разработку месторождения в рамках проекта "Сахалин-1", с оптимизмом смотрит на перспективы урегулирования споров.
В ближайшей перспективе можно многое сделать для стабилизации снижения добычи нефти и обеспечения того, чтобы управляемый спад не превратился в лавинообразный процесс. Москве следует оперативно принять давно откладываемые законы, определяющие те секторы, в которых иностранное участие будет ограничено. Она должна энергично продолжать приватизацию принадлежащей государству собственности. Любые менее масштабные действия будут ошибкой.
____________________________________________________________
Для России наступают сложные времена ("The New York Times", США)
Инфраструктура играет огромную роль в российских инвестиционных проектах ("The Wall Street Journal", США)