В кипящей предвыборной атмосфере, где льются оскорбления и обвинения, где удары ниже пояса - само собой разумеющееся, где, как нам все эти годы объясняли, 'все дозволено', зазвучали и отголоски прошлого.
В одной политической передаче на телевидении участница в пылу страсти обвинила своего противника в том, что он - 'русский человек'. То есть, в том, что он учился в России, часто туда ездит, проводит там тайные встречи, приводит русский капитал в Сербию, и что он, одним словом, 'русский человек'. Не русский шпион, а 'русский человек'. Человек, который открыто работает в интересах России. Такие обвинения могли показаться мрачными, если бы не были настолько парадоксальными, именно из-за того, с какой стороны они прозвучали.
Эту обвинительную тираду выдала женщина, которая замужем за иностранным дипломатом и которая даже свою кампанию начала за рубежом. 'Русский человек' не нашел, что сказать. Ему не пришло в голову ответить ей вопросами о печатях в ее паспорте. 'Русский человек' не нашелся, что ответить или не захотел использовать такие аргументы, а, может быть, и испугался - представьте, что 'русский человек' высказал бы все это европейской женщине - конечно на него бы налетели со всех сторон, обозвали бы его грязным и отсталым, пророком самоизоляции и 'русским человеком'. Так как любой, кто воспротивится европейской женщине, это, прежде всего, дикарь. А тем самым он бы доказал, что он 'русский человек', что само по себе означает противника демократии, европейских ценностей, толерантности, а скорее всего, он вдобавок и православный христианин, что сейчас вообще не актуально.
С кем и почему он пил русскую водку, становится, таким образом, не только актуальным политическим, но и идеологическим вопросом. А если европейская женщина и ее соратники придут к власти, 'русскому человеку' аукнется каждая капля водки. И ему, и всем подобным русским ученикам и любителям Загорска.
Напасть на кого-то только за то, что он учился в России! (Это что, преступление сегодня, моральное определение или что?) Или из-за того, что кто-то часто путешествует, ездит в Россию, в Париж, в Америку, неважно, - это звучит устрашающе. Или это наши горластые самозваные 'единственные сторонники толерантности, демократии и европейских стандартов' готовят новую резолюцию?
В какой стране мы живем, какой дух в нас вселился, когда уже сегодня на людей навешивают ярлыки, судят их по тому, куда они ездили и что видели, какие языки знают и с кем они в браке... Может быть, сюда же относятся и книги, которые они читают и музыка, которую слушают? Может быть 'попали' и те, кто обожает фильмы Никиты Михалкова? Икра или улитки? Восток или Запад?
Народу дали понять, что чистый паспорт - это надежный входной билет в счастливое будущее и прошлое без вопросов (интересно, что в это всегда верили и северокорейские лидеры). Следовательно, идеологическая география на сцене: уже сейчас есть судьи, которые будут проверять наши паспорта, чтобы узнать 'чьи' мы люди. А исходя из этого, - какие мы люди.
Как сказал бы сатирик: 'Восточный грех - еще одна провокация Запада'.
Кто ездил на Запад, тот может рассчитывать на прекрасное будущее. А тем, кто бывал в России, Индии, Китае и 'подобных' странах, в счастливом будущем, которое нам обещают, искать нечего. И не дай бог, чтобы на идею этой европейской женщины ответили русские люди - в той же мере. Могут и они составить список нежелательных поездок! Тяжело нам, кто любит путешествовать.
Самое печальное здесь - это то, что об этих поездках спорят в стране, где граждане уже два десятилетия не могут путешествовать на запад (а с недавних пор и на восток, север и юг) если не принесут необходимые документы о том, какие и 'чьи' они люди, включая и группу крови, и фотографию домашнего животного, и все это с огромными унизительными очередями перед иностранными посольствами в Белграде.
'Чей' ты?
Водка или виски, пить или не пить, вот в чем вопрос!
На здоровье!
Перевод с сербского: Екатерина Яковлева
___________________________________________________
Подвиньтесь, русские пришли ("Newsweek", США)