Позавчера в Киеве произошло знаменательное событие - премьера фильма Анджея Вайды 'Катынь'. Важным оно стало не только для зрителей, но и режиссера. 'Я никогда в жизни не допускал, что доживу до такого момента, и что я смогу показать это здесь, где происходили события', - сказал Анджей Вайда.
Напомним, что Катынь под Смоленском стала символом ужасающей трагедии ХХ века - массового убийства НКВД СССР взятых в плен после раздела Польши офицеров польской армии. Большинство из них было расстреляно в Катыни и именно там в 1943 году впервые были обнаружены захоронения. Однако казни офицеров происходили и в других местах: прах отца режиссера, офицера конной артиллерии Якуба Вайды, покоится в районе Пятихаток под Харьковом.
В день премьеры, 16 апреля, в нашей газете вышла статья Сергея Трымбача 'Без наркоза', в которой он рассказал и о фильме, и, главное, о том, почему 'Катынь' не могла не появиться. Не только как факт личной биографии великого режиссера. Творчество Анджея Вайды всегда 'несло 'моральное беспокойство', тревогу за судьбу поляков и всего человечества, которое не хочет, несмотря ни на что, становиться лучше'. И в этом смысле, создание 'Катыни' закономерно для 82-летнего классика мирового кино.
Очень важно и то, что на премьере (спасибо всем организаторам - Польскому киноинституту, посольству Польши в Украине, Польскому культурному центру и Украинской кинофундации) присутствовал Виктор Ющенко. 'Кто-то будет считать, что этот фильм посвящен полякам, кто-то - истории, кто-то - десяткам тысяч людей. Я вижу в этом фильме историю независимости', - сказал президент перед началом премьерного показа фильма. Ющенко подчеркнул, что благодаря Вайде и польским творцам, благодаря их большой работе, украинские зрители имеют возможность увидеть 'часть нашей истории'. 'Я хотел бы господину Анджею Вайде поклониться в ноги за этот великий режиссерский труд', - сказал президент.
А затем вручил Анджею Вайде орден Ярослава Мудрого 5-й степени за значительный вклад в украинско-польское сотрудничество. Анджей Вайда поблагодарил и, скрывая смущение, пошутил: где вы видели мудрых режиссеров? Зал, оценив шутку, между тем протестующе зааплодировал. Великий мастер достоин награды не только за талант и мудрость, но и редкостное мужество.
Почему этот фильм важно увидеть всем нам? Самое первое и сильное впечатление - принять историю страшно и больно. Может, не теребить раны? Загнать правду глубоко в беспамятство и жить, если не счастливо, то спокойно? Как это и пытаются делать одни из героев фильма? Как это пытаются делать целые государства, наши соседи, например? Зачем все время возвращаться во вчерашний день? Каяться, хоть лично ты ничего дурного и не делал. Ведь говорить правду, чтобы быть услышанным - трудно, хлопотно, а порой и в буквальном смысле смертельно опасно. 'Катынь' и об это тоже.
Но - когда это было? Сегодня - другие времена. Да в том-то и дело, что совсем не так давно было. Полвека понадобилось, чтобы мир заговорил о Катыни вслух. А сколько понадобилось нам, чтобы сказать все или почти все о Голодоморе? Что бы изменилось, если бы мы не узнали правду? Да все изменилось бы. И страна бы была другая, и мы - другие. Подозреваю, что хуже нынешних. Хотя пока еще радоваться тоже особо нечему. Но шанс есть. Теперь главное им умело воспользоваться.
Своими первыми впечатлениями о фильме с 'Днем' поделились наши эксперты.
Комментарии
Вячеслав Брюховецкий, почетный президент Национального университета 'Киево-Могилянская академия':
- После просмотра этого фильма хочется молчать. Молчать потому, что, во-первых, воспроизведена страшная трагедия. А во-вторых, картина сделана очень проницательно. Она насквозь пронизана болью. На мой взгляд, нужно собрать съезд коммунистической и социалистической партий - для просмотра ленты 'Катынь'. Очевидно, насильно этого не сделаешь. Поэтому нужно в дальнейшем еще больше и, возможно, еще смелее и откровеннее говорить о преступлениях советского режима.
Богдан Ступка, народный артист Украины:
- Хотелось бы, чтобы 'Катынь' просмотрело как можно больше людей. Этот фильм - катарсис для нашего общества. Как дальше жить без этого катарсиса? Полноценная жизнь возможна только после очистки и принятия исторической правды, какой бы болезненной она ни была, а не перекладывать на следующие поколения вытягивать ее на свет Божий. Это как застарелый праотцовский грех. Ведь сказано же: узнайте правду, и правда освободит вас.
Анна Чмиль, глава Государственной службы кинематографии:
- Создав 'Катынь', Анджей Вайда выполнил великую миссию перед польским народом. Просматривая картину, конечно, я ловила себя на мысли, что мы, украинцы, очень много еще не дорасследовали, не открыли правды о самих себе, не переосмыслили своего драматичного прошлого, наконец, не воспроизвели на экране своих трагедий. Думаю, этот не поднятый пласт вопросов свидетельствует о состоянии нашего общества. Но в том же обществе есть множество ярких и незаурядных личностей в науке и искусстве, которым под силу дорасследовать, открывать историческую правду и побуждать к переосмыслению прошлого. Все это нам нужно для очистки, воссоздания национальной идентичности и построения гражданского общества.
Сергей Проскурня, режиссер:
- Я очень эмоционально воспринял фильм 'Катынь'. Как режиссер вижу не просто конструкцию, драматургию ленты и ее технологию, а руку великого мастера, работающего необычайно точно. И нужно сказать, что уже в летах мастер актуален во всех эпохах польского кино.
После просмотра этой картины я думаю об актуальности украинского кино. О том, что поляки нам дали яркий пример, как, впрочем, и неоднократно, как средствами высококачественного глубокого искусства говорить о своем народе и его истории. И должен заметить, что нам нужно прилагать невероятные усилия для того, чтобы так же смело говорить о собственном прошлом и не оглядываться на тех, кто хочет переписывать нашу историю или толковать ее по-другому.
___________________________
'Катынь'. Примечания зрителя ("Зеркало Недели", Украина)
Золотая рыбка по имени Вайда ("Le Monde diplomatique", Франция)