На первый взгляд, Сильвио Берлускони и Владимир Путин совсем не похожи на близких друзей и компаньонов.
Недавно избранный премьер-министр Италии - проамерикански настроенный медиа-магнат и крупный торговец недвижимостью правового толка с миллиардным состоянием. Он больше известен своим низкопробным юмором и политическими ляпами, чем серьезной выработкой политического курса. Российский же президент (и будущий премьер-министр) - в высшей степени сдержанный и осторожный бюрократ с хорошим чутьем, который восстановил власть Кремля, надев узду на некоторых влиятельных олигархов, и возродил чувство собственного достоинства нации, создав противовес глобальному влиянию США.
Но после первой встречи в 2001 году между этими людьми возникла необычно тесная дружба. Оба испытывают взаимную симпатию друг к другу. Остальные лидеры смотрят на них с подозрением, считая чужаками. Поэтому не вызывает удивления то, что Путин постарался первым заехать в четверг на роскошную виллу Берлускони на острове Сардиния, чтобы поздравить его с переизбранием.
Российский руководитель здесь не впервые. Он приезжал сюда вместе с женой Людмилой в 2003 году, а своих дочерей Машу и Катю отправлял на Сардинию на две недели во время летних каникул.
Он приглашал Берлускони к себе, в свою летнюю резиденцию в черноморский город-курорт Сочи. В прошлом году они вместе побывали в Санкт-Петербурге на соревнованиях по боевым искусствам с участием бельгийского киноактера Жан-Клода ван Дамма (как раз в тот момент, когда российская милиция разгоняла в Москве демонстрацию оппозиции). Похоже, это не слишком обеспокоило Берлускони.
У них гораздо больше общего в политических манерах, чем может показаться на первый взгляд. Оба любят шокировать людей - Берлускони грубыми шутками, а Путин грубыми речами. Оба низкорослы, с болезненным вниманием относятся к своей внешности и правят своими странами через тесно спаянные группировки доверенных лиц.
Но их объединяют не только манеры и привычки. Их объединяет и бизнес.
Не случайно Путин заехал на Сардинию после визита в Ливию, где он подписал ряд соглашений на поставку оружия и в области энергетики. Российский президент, будучи национальным лидером, является главой корпорации "Россия Инкорпорейтед" и главной закулисной движущей силой "Газпрома". А для Берлускони политика это бизнес. Благодаря своим личным связям, они способствуют развитию важных контактов в сфере бизнеса, особенно в энергетическом секторе.
"Газпром" и итальянская энергетическая компания Eni, на 30 процентов принадлежащая государству, являются партнерами в гигантском газопроводном проекте "Южный поток", в рамках которого через Черное море и Балканы планируется ежегодно поставлять в Италию 30 миллиардов кубометров сибирского газа. В Вашингтоне, а также в Брюсселе многие считают этот трубопроводный проект опасным, поскольку он может усилить зависимость Европейского Союза от российских поставок энергоресурсов. А для Путина и Берлускони это просто хороший бизнес.
Eni и итальянская электроэнергетическая компания Enel являются партнерами "Газпрома" в освоении газовых месторождений, которые они купили на аукционе по распродаже активов обанкротившейся компании "ЮКОС". Этой компанией владел находящийся ныне в тюрьме олигарх Михаил Ходорковский. Enel также приобрела контрольный пакет акций приватизированной компании "ОГК-5", занимающейся выработкой электроэнергии. Кроме того, она планирует вложить в России 2 миллиарда евро в создание вертикально интегрированной энергетической структуры.
Недавно "Газпром" заявил, что хочет стать партнером Eni в ее проекте газопровода из Ливии, где российский газовый гигант подписал в среду соглашение с ливийской национальной нефтяной компанией о создании совместного предприятия. "Газпром" также обсуждает с Eni возможность обмена активами, что даст ей возможность более активно участвовать в российском бизнесе в обмен на итальянские интересы в Ливии.
И это только энергетический сектор. Италия не может соперничать с Германией по общим объемам и уровню торговли и инвестиций в России. Но благодаря отношениям между Путиным и Берлускони ее считают в Кремле самым надежным деловым партнером. Не удивительно, что Путин так спешил пожать на Сардинии руку своему лучшему другу.
___________________________________________________________
Столик на четверых, или Путин и Бывшие ("The Financial Times", Великобритания)
Большая политика не для слабаков ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)