Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Медведев получает непростое наследство

Большинство россиян верит в г-на Медведева

Медведев получает непростое наследство picture
Медведев получает непростое наследство picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приход к власти третьего посткоммунистического президента вызывает много вопросов. Как будет работать тандем Медведев-Путин, и сможет ли он избежать той нестабильности, которую Россия испытывала в прошлом во время периодических экспериментов с двуполярными структурами власти? Наступит ли при новом лидере "оттепель"?

FT REPORT - RUSSIA 2008

Россия стоит на пороге исторических перемен. В следующем месяце к власти придет новый президент Дмитрий Медведев - ему 42 года, и он станет самым молодым лидером России после последнего царя Николая II.

И впервые покидающий свой пост руководитель уходит не в гробу, не из-за плохого здоровья и не под давлением.

Владимир Путин покидает пост президента в соответствии с требованиями конституции, находясь на пике своей власти и популярности. Однако, что также является новым для России, он не покидает политическую сцену. Намечается, что он при г-не Медведеве станет премьер-министром и поэтому останется влиятельной силой. Некоторые считают, что он продолжит быть, по крайней мере, какое-то время, истинным руководителем страны.

Итак, приход к власти третьего посткоммунистического президента вызывает много вопросов. Как будет работать тандем Медведев-Путин, и сможет ли он избежать той нестабильности, которую Россия испытывала в прошлом во время периодических экспериментов с двуполярными структурами власти? Наступит ли при новом лидере "оттепель"? Тот маятник, который качнулся от хаотичного либерализма 1990-х годов к авторитарному капитализму нынешнего десятилетия - не качнется ли он назад при молодо выглядящим г-не Медведеве, являющемся поклонником группы Deep Purple? Новый президент получит в наследство страну, изменившуюся как в лучшую, так и в худшую стороны за те восемь лет, что прошли с тех пор, как г-н Путин перенял власть от болеющего Бориса Ельцина.

На протяжении почти 10 лет средний экономический рост составлял около 7 процентов. Этот рост, которому сначала способствовала девальвация рубля, произошедшая после финансового кризиса 1998 года, а затем рекордно высокие цены на энергоресурсы и другие товары, также поддерживается отчасти потребительским и инвестиционным бумом.

В результате за два срока правления г-на Путина произошло экстраординарное шестикратное увеличение валового внутреннего продукта в номинальном долларовом исчислении. В прошлом году он составил 1270 миллиардов долларов США. Золотовалютные резервы страны, находившейся десять лет назад на грани банкротства, составляют 500 миллиардов долларов и являются третьими по размеру в мире после Китая и Японии. Средний размер заработной платы подскочил от 80 долларов в месяц в 2000 году до примерно 640 долларов сейчас. Растущий класс потребителей ездит на автомобилях Ford, пьет кофе в кафе Starbucks, ездит на отдых в Турцию и делает покупки в огромных торговых центрах, заполненных товарами, о которых в советские времена невозможно было и мечтать.

Министр Финансов Алексей Кудрин говорит, что для России - реальный валовый внутренний продукт которой в прошлом году наконец достиг уровня 1990 года (за которым последовал долгий постсоветский спад) - наступает "переломный момент".

"Можно сказать, что мы достигли определенного рубежа, показывающего, что мы наконец-то преодолели наступивший после краха коммунизма кризис", - говорит он.

Другим свидетельством возрождения России является тот факт, что через десять лет после финансового кризиса она считается чем-то вроде надежного убежища от того беспорядка, который наблюдается повсеместно из-за глобального кредитного кризиса. Однако объем общей корпоративной задолженности, составляющий более 400 миллиардов долларов, из которых 100 миллиардов должны быть выплачены в этом году, является тревожным сигналом. Необходимость обеспечения достаточной ликвидности в банковской системе также усложнит решение проблемы, которая в 2006 году воспринималась как решенная: речь идет об инфляции.

В прошлом году инфляция выросла до 12 процентов из-за бюджетных расходов, вызванных предвыборными обещаниями, и роста мировых цен на продовольствие, что стало главным вопросом, тревожащим рядовых россиян - и что станет головной болью для следующего президента.

Перед страной также встает ряд крупных долгосрочных проблем. К ним можно отнести уменьшение численности населения, а также коммунальную и транспортную инфраструктуры, уровень которых соответствует уровню стран третьего мира.

Власти пообещали вложить в инфраструктуру в ближайшие десять лет 1000 миллиардов долларов. Однако осуществление подобной программы и поиск необходимых рабочих и инженеров будет представлять большую сложность.

Некоторые критики говорят, что правительство Путина должно было начать решать эти структурные проблемы гораздо раньше. Они добавляют, что, отступив от проведения реформ и сосредоточив усилия на захвате энергоресурсов и создании неэффективных и неконкурентоспособных контролируемых государством гигантов, власти Путина упустили историческую возможность осуществить более глубокие преобразования.

Бывший заместитель премьер-министра либерал Борис Немцов и бывший заместитель министра энергетики Владимир Милов, возглавляющий аналитическую организацию, занимающуюся вопросами энергетики, опубликовали в этом году жесткий доклад об эпохе Путина. "Путин должен был использовать колоссальные возможности, предоставленные свервысокими ценами на нефть, для модернизации страны, проведения экономических реформ, создания современной армии, систем здравоохранения и пенсионного обеспечения. Ничего из этого не было сделано", - говорится в докладе.

Однако в первую очередь необходимо отметить то, что относительная стабильность и процветание России были достигнуты за счет ослабления демократии, ограничения свобод слова и печати и подавления гражданского общества. По мнению многих россиян, Кремль слишком сильно централизовал власть.

Хотя г-н Путин выполняет требования конституции и покидает свой пост, делает он это после того, как Кремль обеспечил плавный переход власти к выбранному Путиным преемнику и недопустил участия в выборах сколько-либо значимых кандидатов от оппозиции.

Состоявшиеся в прошлом месяце президентские выборы, на которых г-н Медведев получил 70 процентов голосов, были самыми несвободными с советских времен.

Из-за давления властей и собственных внутренних распрей продемократическая оппозиция пребывает в подавленном состоянии. Она даже не представлена в парламенте, главенствующее положение в котором занимает прокремлевская партия "Единая Россия", имеющая две трети мест. Кроме нее в парламент входят лояльная Кремлю карманная партия, коммунисты и националисты.

Россия, к руководству которой приходит г-н Медведев, не является, как на то надеялись Запад и реформаторы 1990-х годов, рыночно ориентированной демократией с развитыми институтами, подчиняющимися требованиям закона. На самом деле она управляется многочисленной и по большей части неподконтрольной никому бюрократией.

Как пишут г-н Немцов и г-н Милов: "Взяточничество и слияние госслужбы с бизнесом стало нормой на всех уровнях власти". Недовольство критикой Запада, связанной с отходом от демократии, и возмущение недостойным отношением к России в 1990-е годы в сочетании с вновь обретенной уверенностью сделали Россию гораздо более резкой по отношению к окружающему миру. Г-н Путин привлек всеобщее внимание в прошлом году, резко осудив в речи, прозвучавшей на Мюнхенской конференции, попытки США диктовать свою волю другим странам, что стало признаком нового охлаждения взаимоотношений между бывшими противниками по "холодной войне".

На последнем саммите, состоявшемся в этом месяце, г-н Путин и президент США Джордж Буш смягчили свои речи, появились некоторые перспективы заключения в будущем соглашений по таким вопросам, как американские планы создания системы противоракетной обороны в Восточной Европе. Однако по прежнему остаются неурегулированными такие непреодолимые разногласия, как споры о статусе Косово и о планах расширения НАТО посредством принятия в ее ряды соседствующих с Россией Украины и Грузии.

Будущий президент дал понять, что он будет защищать интересы России за рубежом также жестко, как это делал господин Путин. Однако по вопросам внутренней политики г-н Медведев продемонстрировал неожиданную готовность как минимум признать некоторые недостатки путинской системы. Не давая конкретных обещаний установить более открытую демократию или ослабить контроль над средствами массовой информации, он в ряде своих речей озвучил лозунг "свобода лучше, чем несвобода". "Я считаю, что у нас есть все шансы построить развитое демократическое общество и полноценное демократическое государство", - сказал г-н Медведев в интервью газете Financial Times.

Он пообещал бороться с коррупцией и восстановить верховенство закона. Слова о приверженности правовым реформам, прозвучавшие из уст опытного юриста, выросшего в эпоху развала Советского Союза, показались искренними.

Однако пока слишком рано говорить о том, хватит ли г-ну Медведеву воли и сил выполнить свои обещания, так как на этом пути его ждут серьезные препятствия. В конце концов, г-н Путин давал такие же обещания, однако в 2003 году подорвал все достижения правовых реформ своими атаками на Михаила Ходорковского - независимо мыслящего главу нефтяной компании "ЮКОС", осужденного на восемь лет по обвинениям в мошенничестве. Многие россияне восприняли это как избирательное правосудие, направленное против потенциальных политических оппонентов.

Российская продемократическая оппозиция называет преемника г-на Путина плодом той самой системы, которую он хочет реформировать.

Однако большинство россиян верит в г-на Медведева, надеясь, что президент, являющийся представителем нового поколения, будет способен как закрепить положительные результаты правления г-на Путина, так и смягчить негативные.

"Он является выходцем из другой социальной группы и из другого времени, - говорит один российский магнат. - Я думаю, что благодаря его взглядам и всему его опыту он будет немного более либеральным, чем г-н Путин".

___________________________________________________________

Двуглавый орел ("The Economist", Великобритания)

Так кто же главный в тандеме? ("The Financial Times", Великобритания)