В последнее время уменьшилось число не верящих в то, что США переживают рецессию, а темпы глобального экономического роста замедляются. Все больше аналитиков убеждены в том, что такое развитие событий неотвратимо. Какими будут последствия для России?
У страны множество нерешенных проблем, связанных с созданием институтов, необходимых для того, чтобы гарантировать надежный экономический рост: коррупция в государственном аппарате, отсутствие реального разделения властей, несовершенство правовой системы и недостаточная защита прав собственности. Список можно продолжить. Но эти проблемы не имеют прямого отношения к воздействию меняющейся глобальной экономической ситуации на Россию.
Распространено ошибочное представление, согласно которому динамичный экономический рост в стране, продолжающийся десятый год подряд, связан исключительно с благоприятной ситуацией на нефтегазовом рынке. Это не так. Экономический рост начался в 1997 году, когда цены на нефть были по историческим меркам низкими, после того, как Россия создала базовые рамки рыночных институтов. В 1998 г. рост был прерван финансовым кризисом. Он возобновился в 1999 г. и лишь в 2004 г. был усилен повышением цен на нефть почти до рекордного уровня конца 1970-х - начала 1980-х годов. В последние годы рост в обрабатывающих отраслях российской промышленности был гораздо более быстрым, чем в добывающих; динамично растет экспорт продукции машиностроения.
Тем не менее, российский государственный бюджет и платежный баланс как и прежде зависят от состояния рынка нефти, нефтепродуктов, газа и металлов. На долю этих товаров приходится около 80 процентов нашего экспорта. Как показал опыт, цены на них зависят от глобального экономического роста. Во время двух последних значительных рецессий (1998 и 2001) цены на сырье падали. В 1998 г. это привело к тому, что в России начинавшийся экономический рост сменился сокращением ВВП, а в 2001-2002 гг. темпы роста снизились вдвое.
На состояние глобального рынка сырья влияет множество факторов. Они ни в коей мере не связаны исключительно с темпами глобального роста. Например, уровень цен на нефть определяется всем тем, что происходит в Персидском заливе, Нигерии и Венесуэле. Прогнозирование цен на нефть - одно из тех занятий, которые могут повредить профессиональной репутации. Тем не менее, российские власти должны быть готовы к глобальному спаду, который отразится на ценах на нефть.
В конце 1970-х - начале 1980-х советское руководство совершило стратегическую ошибку, решив, что крайне высокие цены на нефть гарантированы навсегда и, не создав золотовалютного запаса, оно увеличило государственный долг. Когда в конце 1985 - начале 1986 г. цены на нефть упали, лидеры СССР не сумели ответить на этот вызов. Результатом была гибель советской империи.
Власть имущие сегодняшней России сумели сделать выводы. В 2003 г., накануне резкого повышения цен на нефть, они создали Стабилизационный фонд. В начале 2007 г. размер фонда превышал 10 процентов ВВП. Страна быстро выплатила внешний долг 1980-х и 1990-х и накопила золотовалютный запас.
Сегодня по объему этого запаса Россия уступает лишь Китаю и Японии. Если Россия будет вести адекватную экономическую политику, то эти резервы позволят ей справиться с неблагоприятными изменениями экономической ситуации. Вопрос в том, будет ли. В Великобритании и США циклические вариации экономического роста воспринимаются как нечто неприятное, но не необычное. Общество и политическая элита это понимают. Современная Россия менее привычна к жизни в условиях рыночной экономики. В нашей стране еще не укоренилось понимание того, что экономический спад - это не причина для паники или серьезных ошибок.
Управлять финансами нефтедобывающей страны при высоких ценах не проще, чем при низких. Самый убедительный аргумент министра финансов против наращивания государственного долга - отсутствие денег в казне. Но когда цены на нефть необычайно высоки, пользоваться этим аргументом непросто. До конца 2006 г. финансовая политика российского правительства была безупречной. В предвыборном 2007 году она была ослаблена, а ценой стал рост инфляции. Существует риск того, что в условиях спада правительство может совершить ошибки. Оно могло бы при помощи финансовых стимулов попытаться сохранить высокий уровень роста или сохранить номинальный обменный курс рубля, что при меняющейся экономической ситуации стало нереалистичным.
Риск таких ошибок усиливается из-за происходящего в настоящее время процесса смены власти. Новый президент возглавит страну в начале мая. Общество часто путает два понятия - 'после' и 'из-за', считая их синонимами. Если экономический рост замедлится в силу глобальной экономической ситуации, то множество людей с готовностью скажет, что это произошло из-за изменения политической структуры. На этом фоне будет легко совершить экономические и политические ошибки, за которые позже страна дорого заплатит. Надеюсь, что этого не произойдет.
Е. Гайдар - бывший премьер-министр России и директор Института экономики переходного периода.
____________________________________________________________
Может быть, Россия Медведева будет мягче относиться к бизнесу? ("Christian Science Monitor", США)
Война четверых олигархов ("The Observer", Великобритания)