'Думають, понадiвали лампаси - i вже генерали. Нi, генерал по головi, а не по штанях, по культурi, по широтi поглядiв, по таланту'. (Довженко. Щоденник)
__________________________________________
В прошлую пятницу в пантеоне украинской истории снова случился переполох: множество высокочтимых покойников в очередной раз перевернулись в своих гробах. Это Савик Шустер наконец огласил итоговую турнирную таблицу затеянного им чемпионата по величию среди украинцев.
То есть самый красивый (по некоторым опросам) украинец в ходе своего шоу обнародовал первую сотню самых великих наших соотечественников. На сайте шоу 'Великие украинцы' торжественно объявляется: 'По подсчетам компании GFK, всего на почетное звание Великого Украинца претендовало 14 тысяч человек, за которых было отдано более 800 тыс. голосов - почти в 27 раз больше, чем за аналогичный период на родине проекта - в Великобритании'.
Как видим, даже саму Великую Британию мы сумели по линии величия многократно кое в чем превзойти!
Диалектика (не)полноценности
Существует заблуждение людей столь же мало образованных, сколь и широко у нас известных. Они полагают, что смысл национального 'комплекса неполноценности' состоит в том, что люди (или народы) себя недооценивают, вечно прибедняются, скромничают, склонны к самокритике и т. п. Отсюда 'патриоты', неуклюже прилагающие идеи непонятого ими Фрейда к судьбам нации, делают вывод: 'Якщо будь-яку людину весь час називати свинею, то вона й зарохкаe. Якщо ми самi себе не пошануeмо, нiхто нас не пошануe. Шануймося!' и т. д.
На самом же деле все обстоит аккурат наоборот. И далеко не каждый захрюкает, чтобы соответствовать оскорблению. А если кто и захрюкает, то, получится, и оскорбления вовсе не было, а лишь точная идентификация. И самоуважение возникает отнюдь не из самовозвеличивания. А если кто-то и способен больше зауважать себя от собственной же похвальбы, то означенное самоощущение в той же мере и лишится своих реальных оснований.
Именно поэтому, с одной стороны, специальные заведения издавна просто переполнены личностями, считающими себя великими, при том, что даже лечащие врачи не разделяют подобной оценки их вклада в мировую историю.
А с другой стороны, по-настоящему великие личности (во всех областях, кроме, наверное, политики и искусства), как правило, отличаются личной скромностью. Оно и понятно: такие люди достигли выдающихся результатов ценой предельного погружения в дело своей жизни, и им просто жаль времени для гонок амбиций за номинальное первенство в глазах обывателя.
Более того, верным признаком истинного величия стоит считать высокую требовательность человека-деятеля к самому себе и неизбежно связанные с тем чувство вечной неудовлетворенности собой и склонность к самокритике. Одно лишь сравнение по линии личной скромности (не по вокальным данным!) таких двух поющих украинцев, как Поплавский и Соловьяненко, казалось бы, все должно расставить по местам. Обычно тот, кто хвалится-пиарится, и тот, кто блестяще делает свое дело, это совсем разные люди.
'Перечитав знов iсторiю Украiни. Боже, до чого ж вона сумна i безрадiсна. До чого невдала i безпросвiтна. Нiгде правди дiти - i поганi ми, i нещасливi. Бiльш нещасливi, нiж поганi. . .', - записал в своем фронтовом дневнике (27.IV.1942) по-настоящему великий украинский киноавтор Александр Довженко. И подобных 'сердца горестных замет' у него было всегда в избытке. Режиссеру и мыслителю, ставшему символом всей украинской культуры в ХХ веке, в очень большой степени было свойственно совсем реликтовое ныне чувство национальной самокритики и самоиронии.
Смысл Бандеры в 'олимпийской толкучке'
В списке Шустера Довженко проходит под N22. Сразу же после наших 'великих' современников Юлии Тимошенко (N21) и Виктора Ющенко (N20), которые самокритичностью как раз никогда не страдали. Получается, что нашему народу киношедевры Мастера менее дороги, чем серия политико-экономических неудач и кризисов по вине 'оранжевых' лидеров? Да нет уж! Скорее, весь Олимп а-ля Шустер липовый.
Изготовители 'великоукраинского' шоу по великобританским лекалам не пожелали учесть того, что комплекс неполноценности зачастую выражается парадоксально, т. е. в форме мании величия. А это априори обещало превратить список Шустера в рейтинг расхожих мифов, а также - в набор результатов политической пропаганды, коммерческой рекламы и партийных манипуляций.
На самом деле разве порядок подачи голосов был гарантирован от множественных голосований за 'нужную' кандидатуру со стороны многочисленных платных спецкоманд от партийных штабов? Наверное, в зависимости от пиар-ресурса, а вовсе не по реальному распределению оценок и мнений ведущие сегодня политические фигуры Ющенко, Тимошенко и Янукович расположились в сотне 'великих' в порядке, который почти во всем обратно симметричен имеющимся последним данным социологии. Певцы одной песни (да и той в легчайшем жанре) - Скрипка и Лыжичко - в сотню 'великих' попали, а великий Гмыря или, скажем, живописец с мировым именем Иван Марчук - нет. Это не пантеон получился у Шустера (хотя многие имена в списке и заслуживают своих мест), а ландшафт того ценностного хаоса, который царит в головах нашего, увы, сегодня до предела 'задуренного' идеологической пропагандой и напуганного анархией люда.
Тут-то и кроется, по-моему, вторая фундаментальная ошибка шустеровского проекта по срочному конструированию национального пантеона 'великих' в исторический период, который сам по себе великим никак назвать нельзя. Это - период политического кризиса и экономического хаоса, беззакония, разброда и шатаний. Страна проходит полосу внешних и внутренних неудач, и углубляющаяся системная хворь чревата, не приведи господи, полным коллапсом государственности. Судя по всему, Савик снова бесовским образом 'развел' нас на нашей склонности к мании величия. И так опять подшутил над страной-работодателем, исполняя, по-моему, только одну основную и генеральную установку власти: реабилитировать деятелей ОУН-УПА, как бы растворить их в перечнях великих на все вкусы, создать иллюзию национального примирения.
Между тем, Довженко называл воинство Бандеры 'гитлеровской петлюровщиной'. И вот что на эту тему сказал в свое время: 'Якщо вся доблесть синiв Украiни у Вiтчизнянiй вiйнi, всi жертви, i страждання народу, i вся переможна сила пiсля вiйни хитроумними руками i перами вiдповiдних молодцiв оформиться в iдиний. . . котел, а на рахунок украiнцiв цими ж таки руками випреться штучно утворена гiтлерiвська петлюрiвщина й антисемiтизм з усiма наслiдками м'ясорубок, краще б менi вмерти i не знати бiльш людськоi пiдлостi, i бездонноi ненавистi, i бездоннi вiчноi брехнi, якою оплутанi ми' (Довженко. Щоденник 4.V.1942).
_____________________________________________
Степан Бандера: Украина не будет сообщницей Москвы ("Шлях Перемоги", Германия, 1957 г.)
Какую Америку любить ("День", Украина)
'Фатальный треугольник' в геометрии XXI века ("День", Украина)
Людмила Стельмах: Великая Америка явила миру столько образцов благородства! ("День", Украина)
Людмила Стельмах: Америка, Америка - великая страна... ("День", Украина)