Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вырваться из объятий 'Газпрома'

Вырваться из объятий 'Газпрома' picture
Вырваться из объятий 'Газпрома' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если Европейскому Союзу и надо было лишний раз напомнить о том, насколько серьезно Россия настроилась укреплять свое господство в вопросе поставок газа на континент, то ее президент Владимир Путин сделал это своей поездкой в Ливию. Демонизировать Россию не нужно. Москва вряд ли решится, используя свои позиции на рынке, перекрыть газ Евросоюзу. Однако чем сильнее будут становиться рыночные позиции Кремля, тем решительнее он будет повышать цены и добиваться для себя более выгодных условий

Если Европейскому Союзу и надо было лишний раз напомнить о том, насколько серьезно Россия настроилась укреплять свое господство в вопросе поставок газа на континент, то ее президент Владимир Путин сделал это своей поездкой в Ливию.

Во время этого визита российский государственный газовый монополист 'Газпром' договорился с ливийской национальной нефтегазовой компанией об открытии совместного предприятия с самым широким спектром действия. Кроме того, 'Газпром' объявил, что ведет переговоры с итальянской Eni о прокладке нового газопровода в Италию из Ливии по дну Средиземного моря и из Нигерии через Сахару. Незадолго до этого, напомним, российская компания успела провести переговоры с Алжиром и Катаром, а также усилить позиции России в борьбе за экспортные маршруты центральноазиатского газа.

Несмотря на то, что Путин уже неоднократно говорил о создании 'газовой ОПЕК', на практике подобная организация может появиться лишь в очень отдаленной перспективе. И 'Газпром' пока что гораздо успешнее объявляет о начале планирования новых газопроводов, нежели о завершении их строительства. В частности, еще не построены вызвавшие столько споров 'потоки', 'Северный' и 'Южный' - по дну Балтики и через Балканский полуостров, соответственно. Собственно, амбиции 'Газпрома' вполне можно понять даже на чисто коммерческом уровне. С партнерами или без, любая компания, по трубам которой Европейский Союз уже получает четверть своего газа, будет всячески стараться нарастить долю рынка. Плох, иначе говоря, тот бизнесмен, который не мечтает стать монополистом. Однако с точки зрения Запада связи 'Газпрома' с Кремлем придают этим амбициям весьма тревожный оттенок. 'Газпром' - живое олицетворение заявленной Путиным цели: превратить Россию в энергетическую сверхдержаву.

В ЕС понимают эту опасность, но способность Союза выступить единым фронтом в отношениях с Россией регулярно подрывается его ведущими странами - Германией, Францией и Италией, которые раз за разом идут на сепаратные двусторонние сделки с Кремлем. В результате 'Газпром' разделяет ЕС и властвует над ним.

Что же делать Европейскому Союзу? Во-первых, подталкивать 'Газпром' и другие российские газовые компании к инвестициям в новые месторождения. Чем больше газа будет выкачивать из своих недр Россия, тем лучше для потребителей. Во-вторых, Брюссель должен ускорить либерализацию внутреннего энергетического рынка, чтобы все страны-участницы могли пользоваться общими запасами энергоносителей. А для этого нужны как правовые реформы, так и новые инвестиции в газовую и электрическую инфраструктуру.

Кроме того, страны-члены Союза должны укреплять связи с другими поставщиками помимо России - в том числе с Ливией и Нигерией. ЕС должен значительно активизировать работу по новым источникам поставок, в частности, в бассейне Каспийского моря. Для того, чтобы начать прокладывать газопровод Nabucco между Каспием и ЕС, необходимо заручиться как финансовыми ресурсами, так и газовыми запасами, для чего тоже необходимо, чтобы страны ЕС более конкретно пообещали финансовую поддержку.

И, наконец, ЕС должен еще более активно призывать европейцев экономить энергию и диверсифицировать ее источники, поддерживая инвестиции в чистые угольные технологии, строительство атомных электростанций и терминалов для приема сжиженного газа. Поскольку объемы собственной добычи газа внутри ЕС падают, времени на раскачку уже не осталось.

Демонизировать Россию не нужно. Москва вряд ли решится, используя свои позиции на рынке, перекрыть газ Евросоюзу: она зависит от потока европейских денег даже больше, чем ЕС - от потока топлива. Однако чем сильнее будут становиться рыночные позиции Кремля, тем решительнее он будет повышать цены, добиваться для себя более выгодных условий - а также, скорее всего, будет стараться оказать на Европу, особенно на восточную ее часть, где зависимость от российского газа наиболее высока, и политическое влияние. Единственный ответ ЕС, который может оказаться эффективным - это единый, всенаправленный и гибкий подход к обеспечению своей энергетической безопасности. Это самый серьезный вклад, который Союз может сделать в повышение экономического благосостояния Европы.

___________________________________________

'Газпром' и Eni готовятся совместно экспортировать природный газ из Ливии в Европу ("The International Herald Tribune", США)

ЕС договорился о снижении зависимости от российского газа ("The Financial Times", Великобритания)

Каспийский шанс Европы ("The Wall Street Journal", США)