Объявив о начале регулирования отношений России с сепаратистскими анклавами Абхазией и Южной Осетией, Москва пытается помешать движению Тбилиси в сторону НАТО.
Ни мира, ни войны. Такая странная ситуация царит на протяжении почти пятнадцати лет в сепаратистских абхазском и южноосетинском регионах Грузии. Два 'замороженных' конфликта, ключи к разрешению которых находятся в руках Москвы. Вчера, например, вооруженные силы сепаратистского региона Абхазия заявили, что сбили грузинский беспилотный самолет-разведчик над районом Гали (восток Абхазии), а власти Грузии признали, что инцидент имел место, но отрицали, что летательный аппарат им принадлежит.
Как и предшествующие вылазки, это отнюдь не безобидное 'обострение' со стороны Абхазии, совпадает с началом новых дипломатических маневров Москвы на южно-кавказском фронте. Президент Путин создал опасный прецедент в истории 'треугольника' - Грузия, сепаратистские республики, Россия, - объявив в среду на прошлой неделе, что его страна отныне будет 'сотрудничать' с сепаратистскими правительствами Абхазии и Южной Осетии. 6 марта 2008 года Россия уже вышла из Решения СНГ 1996 года, запрещавшего оказание Абхазии военной помощи. Решение России является 'новым крайне опасным шагом в направлении де-факто аннексии неотъемлемой части грузинской территории', заявил Тбилиси, который сделал реинтеграцию сепаратистских регионов (треть территории страны) основной задачей своей политики.
То, что с начала конфликта в 1992 году Россия оказывает поддержку сепаратистским республикам Абхазии и Южной Осетии, ни для кого не секрет, пусть даже ирредентизм их населения был во многом вызван крайне националистической политикой, проводимой грузинским экс-президентом Звиадом Гамсахурдия. Именно российская армия организовала сепаратистские войны в 1993 году, преследуя очевидную цель - заставить Грузию присоединиться к Содружеству Независимых Государств, образовавшегося вокруг России. Кремль, который не мог решиться на утрату маленького грузинского государства, постоянно использовал 'замороженные конфликты' в качестве рычагов давления, чтобы не дать Грузии покинуть его орбиту.
Таким образом, эти два анклава обязаны своим экономическим выживанием значительной помощи Москвы, которая проводила на их территории активную политику раздачи российских паспортов. Большинство населения Абхазии и Южной Осетии, где можно увидеть немало плакатов с изображением Путина, принимало участие в российских выборах.
Тень Косово
Однако решение, принятое Кремлем этой весной, о переходе от неформальной помощи к установлению более официальных отношений, говорит о том, что Россия решила сделать шаг вперед. Это ужесточение позиции логически вытекает из двух событий, которые Москва восприняла как настоящие 'геополитические пощечины': предоставление Косово статуса независимости и недавний саммит НАТО в Бухаресте, который одобрил будущее вступление в альянс Грузии и Украины.
В ответ на то, что она воспринимает, как свое окружение Западом, Россия решила предостеречь своих бывших младших братьев. Что не помешало Владимиру Путину заявить в пятницу о своем желании 'нормализовать' экономические и политические отношения с Тбилиси, вот уже два года находящиеся в полностью замороженном состоянии. Россия должна в ближайшем будущем восстановить почтовую связь, отменить действующие ограничения на выдачу виз гражданам Грузии и запреты, которые не позволяли грузинским товарам попадать на российский рынок. Эта тактика стара как мир. С одной стороны пряник - экономика. С другой стороны кнут - замороженные конфликты. Похожая политика проводится и в отношении Украины, где Кремль будоражит пророссийское население Крыма.
Перед лицом этой новой демонстрации силы со стороны России, грузины не скрывают ни своего гнева, ни серьезной обеспокоенности. 'Россия пытается аннексировать треть территории Грузии, а с оставшимися двумя третями предлагает улучшить отношения', - иронизирует министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе, который считает, что российские предложения о сотрудничестве 'лишены смысла'. Грузию полностью поддержали ЕС и НАТО, которые призвали Россию отказаться от решения укрепить связи с Абхазией и Южной Осетией. Крайне обеспокоенная этой ситуацией госсекретарь США Кондолиза Райс позвонила министру иностранных дел России Сергею Лаврову, чтобы уговорить его смягчить позицию. Однако на фоне независимости Косово Западу стало труднее вести полемику. Россия и Запад пока еще не покончили с противостоянием по крайне важному и деликатному вопросу будущего бывших советских республик.
____________________________________
Эхо 30-х годов и стремительная российская аннексия ("The Financial Times", Великобритания)
Как крошечная самопровозглашенная провинция может превратиться в передний край новой "холодной войны" ("The Guardian", Великобритания)