Каждый, кто видел военных аналитиков, нанятых телекомпаниями, слышал радужные оценки войны в Ираке. Сходства в суждениях этих аналитиков и Пентагона не случайны. Как продемонстрировала New York Times, затребовав в судебном порядке у Пентагона 8000 страниц документов, министерство обороны привлекло этих аналитиков к психологической спецоперации, цель которой - американская аудитория. В воскресенье газета сообщила, что многие из отставных офицеров, появляющихся в телешоу, пользуются доступом к Пентагону и телеэфиру для обеспечения выгодными контрактами примерно 150 военных подрядчиков, взявших их на работу в качестве консультантов, членов советов директоров, лоббистов и управленцев.
Это не тонкая попытка воздействия на общественное мнение. Это правительственная программа, призванная нарушить свободный поток информации, который в здоровой демократии служит тому, чтобы дать обществу прививку от официальной лжи, плохой политики и непродуманных войн.
Можно предложить такое прямолинейное решение: руководство телекомпаний должно требовать от своих аналитиков раскрытия всей информации об их деловых интересах, а также контактах и неформальных встречах с представителями военного ведомства и органов власти. В идеале, телешоу не следовало бы привлекать за плату экспертов извне. Они должны доверять собственным репортерам, собирающим информацию из различных источников, и брать интервью у бывших и действующих офицеров, которые могут предложить информированный комментарий с разнообразных точек зрения.
За время нынешней войны в Ираке целый ряд бывших военных подвергал критике решения администрации Буша. Однако, как показывает репортаж Times, знаменитая озабоченность бывшего президента Дуайта Эйзенхауэра из-за того, что он называл 'военно-промышленным комплексом', по-прежнему имеет основания. Times рассказывает, как бывший министр обороны Дональд Рамсфелд пригласил к себе в апреле 2006 г. несколько ретивых военных аналитиков с телевидения. Как раз в то время группа недавно отправленных в отставку генералов нещадно критиковала то, как он ведет войну. Действуя в качестве его личной пропагандистской команды, они ринулись на эфирные и кабельные телеканалы убеждать американцев в том, что в Ираке достигнут большой прогресс.
Эта тактика более подходит России Владимира Путина. По сути, Пентагон манипулирует СМИ более искусно, чем Кремль, потому что его действия менее заметны.
В конечном итоге, замаскированная ложь властей нанесла больше ущерба американской демократии и национальным интересам, чем любому внешнему врагу. 'Мы одурачили себя' - такой суд вынесет история психологической спецоперации Пентагона.
____________________________________________
Информационная война: измышления или факт? ("Geopolitika", Литва)
Великая словесная война ("Time", США)