Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сомнительная тактика Олега Дерипаски

Высокая цена меди на мировом рынке поможет рудникам Бора "найти владельца"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Олег Дерипаска, после отмены первого тендера послал письмо сербскому правительству, настаивая на объявлении нового тендера, на котором у Дерипаски появилась бы возможность изменить свое первое эксцентричное предложение (на первом тендере СМР предложила за 'Бор' всего один доллар, однако инвестиционная программа составляла свыше 800 миллионов долларов)...

Несмотря на то, что еще в начале прошлой недели сербские власти послали официальное приглашение российской компании СМР ('Союзметаллресурс') на переговоры по продаже меднорудного бассейна 'Бор', представители этой компании еще не подтвердили свое прибытие. В самом городе Бор в ожидании нового владельца никто из официальных лиц не желает делать прогнозы по поводу итогов переговоров, но очевидно, что все заинтересованы в том, чтобы переговоры завершились как можно скорее, а рудник получил необходимые инвестиции. Молчание потенциального партнера жители Бора склонны объяснять как своеобразную тактику ведения переговоров, однако они не исключают возможности, что русские вообще откажутся от сделки, после чего последует проведение нового тендера.

Если же СМР, входящая в группу предприятий "Базовый элемент", принадлежащих российскому бизнесмену Олегу Дерипаске, не откликнется до 28 апреля, когда истечет срок обновления банковской гарантии, то переговоры не состоятся и, по словам министра финансов и регионального развития Младжана Динкича, правительство объявит новый тендер. Это стало бы, по меньшей мере, весьма неожиданным поворотом событий, принимая во внимание тот факт, что именно Олег Дерипаска, после отмены первого тендера, когда румынский Kuprum не выплатил установленную сумму в 400 миллионов долларов, послал письмо сербскому правительству, настаивая на объявлении нового тендера, на котором у Дерипаски появилась бы возможность изменить свое первое эксцентричное предложение (на первом тендере СМР предложила за 'Бор' всего один доллар, однако инвестиционная программа составляла свыше 800 миллионов долларов). Так как, по правилам тендера, соревнование проводилось именно по цене, которую участник готов был заплатить, то на первом тендере подобное предложение не рассматривалось, однако во втором туре предложение, по мнению государства, было получше, так как за имущество и эксплуатационные права Дерипаска предложил 370 миллионов долларов, а на инвестиции, которые включают и строительство нового плавильного завода, был готов выделить 414 миллионов долларов. Будет ли это предложение изменено, как ожидает министр Динкич, на данный момент неизвестно, так как СМР не отвечает на приглашение.

Твердые переговорщики

В самом же Боре, как говорят жители, чувствуется напряженность из-за неизвестности в связи с продажей гиганта, от которого зависит судьба целого региона, в то время как профсоюзы готовятся к новым раундам переговоров, от которых ожидают большего успеха, чем от социальной программы австрийского A-Tec (компания, выигравшая второй тендер - прим. пер.).

От будущего владельца рудного бассейна "Бор", не важно - будет ли это российский "Базовый элемент" или другая компания, синдикаты будут требовать того же самого, что требовали и от компании A-Tec. Несмотря на то, что с той компанией мы не подписали договор о дополнительной социальной программе, факт в том, что мы пришли к согласию по 19 пунктам договора из 22. От нового покупателя мы потребуем принятия целой программы. Это означает, что все работники останутся на своих местах с гарантией, что в следующие три года они не могут быть уволены. Если же работник добровольно решит покинуть фирму, ему будет выплачено фиксированное пособие в размере 500 евро за каждый год трудового стажа. A-Tec предлагал 200 евро за год или же настаивал на том, чтобы размер пособия был увязан с ценой на медь на мировом рынке. Мы не могли принять такое предложение и надеемся, что русские нам не будут ставить такие условия, - объясняет Драган Алексич, председатель Самостоятельного профсоюза комбината.

Скептицизм профсоюзов

Драган Алексич утверждает, что государство упустило возможность сделать Бор более привлекательным для потенциальных покупателей перед объявлением тендера.

'Бассейну Бор необходимы инвестиции, однако с 2000 года находится в силе "тихий запрет" на вложения в производство меди. Это препятствует работе рудника и единственное исключение мы сделали в прошлом году, когда на собственные средства были закуплены землечерпалки и грузовики, что естественно повлияло на объем производства. Между тем, вложения в рудник и переработку руды должны быть более интенсивными, и я уверен, что было бы намного больше заинтересованных мировых компаний, если бы вместо 1500 тонн в месяц мы производили 2000-3000 тонн, что гарантировало бы хорошую прибыль владельцу', - говорит Алексич. Он напоминает, что среди работников Бора нет страха от появления нового владельца, вопреки слухам о том, как Дерипаска управляет своими фабриками, такими как алюминиевый комбинат в Подгорице или сталелитейный завод в Никшиче (Черногория). "Нам также известно, как живут работники фабрики "Север" в Суботице, которая находится во владении австрийского A-Tec, где заработная плата не превышает 200 евро; однако мы не ожидаем подобных проблем, так как способы управления и отношения к рабочей силе на фабриках и на руднике отличаются", - объясняет Алексич.

В отличие от Самостоятельного профсоюза, в профсоюзе 'Независимость' говорят, что они ожидали, что российская компания будет тянуть с переговорами и сомневаются, что они вообще состоятся. По их мнению, нелогичным является то, что государство вообще согласилось на переговоры с фирмой, которая в тендере была на втором месте, и что наиболее приемлемым было бы объявление третьего тендера.

- По сообщениям, поступающим от компании СМР, они могут потребовать неограниченный срок по выплатам, а именно это стало причиной разрыва соглашения с австрийской компанией A-Tec. По некоторой информации, русские могут потребовать, чтобы производство на руднике и на плавильном заводе не подлежало контролю государственных инспекций, а также освобождения от ответственности в случае возможных несчастных случаев. Возможно, что СМР будет настаивать на том, чтобы работу сохранили только здоровые работники, для чего они будут обязаны пройти медицинский осмотр, а в Боре, где из-за вредных испарений лишь каждый десятый житель может похвастаться крепким здоровьем, число работников, таким образом, может сократиться в десять раз. С самого начала предложение русской компании было для нас нереальным, так как была предложена низкая цена за имущество, а высокие вложения должны были ослепить участников переговоров, несмотря на то, что не существует гарантий реализации инвестиционного плана. Подобное с этой фирмой произошло, когда они купили алюминиевый комбинат в Подгорице, где в итоге не было реализовано даже 10 процентов заявленных инвестиций, а заработная плата осталась низкой и нерегулярно выплачиваемой. И, зная о таком "имидже", сербские власти позвали СМР принять участие в переговорах! Скорее всего, причины такого решения больше политические, чем экономические. Поэтому профсоюз "Независимость" не будет участвовать в переговорах с СМР, хотя мы не уверены, что такая позиция повлияет на окончательный результат в этом деле, - заявил Рудольф Навиялич, председатель профсоюза "Независимость" комбината 'Бор'.

Он признает, что объявление нового тендера означает и неизвестность, так как ни на одном из первых двух тендеров не появились крупные мировые компании. Тем не менее, Навиялич надеется на то, что высокая цена меди на мировом рынке поможет рудникам Бора "найти владельца".

Перевод с сербского: Екатерина Яковлева.

_______________________________________

Решение суда: переломный момент ("Euro", Чехия)

Война четверых олигархов ("The Observer", Великобритания)

Русские скупают даже пастушьи домики ("Politika", Сербия)

Крошечная Черногория купается в российских деньгах ("Newsweek", США)