Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Уроки Дейтона для Ирака

Соглашение немногого стоит, если оно не реализуется и не соблюдается с полной отдачей

Уроки Дейтона для Ирака picture
Уроки Дейтона для Ирака picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Двенадцать лет назад, после войны, которая унесла жизни как минимум 100 тысяч человек, и более двух миллионов оставила без крова, замолкли пушки в Боснии. С тех пор Дейтонское мирное соглашение, подписанное в 1995 году, часто предлагают в качестве образца для мирных усилий в других странах, где существуют глубокие этнические или религиозные противоречия.

САРАЕВО - Двенадцать лет назад, после войны, которая унесла жизни как минимум 100 тысяч человек, и более двух миллионов оставила без крова, замолкли пушки в Боснии. С тех пор Дейтонское мирное соглашение, подписанное в 1995 году, часто предлагают в качестве образца для мирных усилий в других странах, где существуют глубокие этнические или религиозные противоречия. Часто в пример ставят боснийскую структуру "федерализма", особенно сенатор Джо Байден (Joe Biden) и бывший президент Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Лес Гелб (Les Gelb), которые называют ее возможной моделью для Ирака.

Но от самой Боснии мир почему-то отвернулся. Я отправился туда, чтобы посмотреть, как там обстоят дела. То, что я там обнаружил, имеет отношение ко многим другим регионам, включая Ирак.

Главная цель: оценка 5+

До Дейтона было более 30 соглашений о прекращении огня. Все они были сорваны. Наша главная цель заключалась в том, чтобы прекратить войну - раз и навсегда. Прошло двенадцать лет - задача выполнена в полном объеме, причем за это не пришлось платить ни одной жизнью американца или военнослужащего НАТО.

"Аль-Каида": оценка 5

Нас тревожило присутствие в Боснии малоизвестной группировки исламских экстремистов, которая позже обрела печально известное название "Аль-Каида". В Дейтонском соглашении мы потребовали ее ликвидации и дали НАТО право атаковать этих боевиков. Если бы не было Дейтона, "Аль-Каида", могла бы готовить теракты 11 сентября в Боснии, а не в Афганистане.

Военная интеграция: оценка 4+

Из-за споров в рядах НАТО после Дейтонских соглашений в одной стране осталось три армии. Совершенно очевидно, что для их существования не было никаких оснований. Но благодаря последующим мощным и осторожным усилиям, сегодня там имеется единая структура командования и единая государственная армия, созданная в соответствии с натовской организацией. Возникла она на месте трех враждовавших между собой группировок. Работа продолжается, но успехи здесь налицо.

Территориальный раздел: оценка 5-

Во время переговоров многие предсказывали, что сербские и мусульманско-хорватские образования останутся территориально расколотыми, и что страна будет разделена. НАТО собиралась направить свои войска для патрулирования демилитаризованной линии разделения, как это было в Корее. Но этого не произошло. Теперь можно беспрепятственно проехать на машине всю Боснию из конца в конец, не встретив ни одного контрольно-пропускного пункта, которые раньше были везде.

Экономическая интеграция: оценка 3+

Есть единая валюта и множество коммерческих операций между разными этническими группами. Проблема в коррупции, которая глубоко укоренилась в обеих частях Боснии. А многие политики изображают из себя националистов, чтобы сохранять контроль над государственными предприятиями.

Членство в ЕС: оценка 4-

У Боснии, как и у ее балканских соседей, нет иного будущего, кроме как в рядах Евросоюза. После того, как пакет реформ, предложенный "высоким представителем" лордом Пэдди Эшдауном (Paddy Ashdown), потерпел неудачу, там не было никаких подвижек - до текущего месяца, когда боснийцы утвердили соглашение об ограниченной реформе в силах полиции. Это открывает Боснии путь к подписанию Соглашения о стабилизации и ассоциации, которое является важным шагом на пути к членству в ЕС. Это самая лучшая политическая новость за долгое время.

Политическая интеграция: оценка 3-

До апреля 2006 года был медленный, но верный прогресс. Эшдаун, занимавший важный и влиятельный пост международного контролера и надзирателя, который был учрежден Дейтонским соглашением, продвигал реформы. Он разработал пакет конституционных реформ, которые должны были укрепить центральные институты государственной власти, оставив при этом большие полномочия в руках образований. Но Эшдауну не хватило в парламенте двух голосов до необходимого большинства в две трети, когда Харис Силайджич (Haris Silajdzic), мусульманский глава правительства военного времени, вернувшийся во власть в качестве одного из трех президентов Боснии, выступил против данного пакета реформ, заявив, что это приведет к усилению сербов. После этого провала больших политических успехов не было. Президент Республики Сербской в составе Боснии Милорад Додик (Milorad Dodik) поддержал план Эшдауна, но затем отказался от реформ, обратившись за поддержкой к Белграду и Москве. Сейчас он практически на каждом повороте пытается ослабить или парализовать центральное правительство. Отношения между Силайджичем и Додиком отвратительные, поскольку мусульманин говорит об отмене двух территориальных образований в Боснии, а серб грозит провозгласить независимость своей части, если Силайджич будет упорствовать. Оба они знают, что Дейтонские соглашения запрещают занимать такую позицию как тому, так и другому, и что эта ведущая назад политика может серьезно дестабилизировать ситуацию на Балканах. (Вспомните, из-за этого и шла война.)

Последующие действия: мировое сообщество 3-, США 3+, Россия 2

Многие из тех, с кем я беседовал, говорили одно и то же: политический прогресс начал замедляться, когда стало ясно, что Босния не является приоритетом для администрации Буша. Вашингтон должен помнить, что без мощного американского лидерства все достижения в Боснии могут скоро исчезнуть. Решение заменить войска НАТО на более малочисленный воинский контингент Евросоюза было ужасной ошибкой. Очевидно, его приняли под диктовку бывшего министра обороны Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld). Слабый преемник Эшдауна еще больше ослабил процесс реформ. В связи с этим осмелели политики оппортунистического толка, вновь предпринимая попытки разыграть этническую карту. Новый высокий представитель Мирослав Лайчак (Miroslav Lajcak) из Словакии опытный дипломат, но ему не хватает поддержки Брюсселя. Кроме того, практически против всех его усилий выступают русские, пытающиеся пустить под откос соглашение, которое сами же и помогали заключать.

Международные отношения: оценка 3+

Есть единый паспорт, дипломатические представительства этнических групп друг у друга, а также более или менее единая внешняя политика. Последним министром иностранных дел был серб, его сменил боснийский еврей.

Уроки для других стран:

Соглашение немногого стоит, если оно не реализуется и не соблюдается с полной отдачей. Политические договоренности должны отражать исторические и этнические реалии. Унитарное государство с сильным центральным правительством может успешно действовать во Франции или Японии. Но не в Боснии - и, как мне кажется, не в Ираке, не в Афганистане и не в Судане (это лишь несколько примеров из великого множества). Там (как в США, Германии и Индии) власть должна быть поделена между центральным правительством и штатами либо провинциями. Соединенным Штатам надо признать это в Ираке.

Ричард Холбрук - главный архитектор Дейтонского мирного соглашения 1995 года.

____________________________________________________________

Все комментарии - диагноз тоталитаризма (Реакция читателей ИноСМИ на статью в NYT)

Непредсказуемая регата ("The Economist", Великобритания)

Балканская загвоздка ("The Wall Street Journal", США)