Из последнего, пенсильванского действия самого длинного в мире кукольного представления Панча и Джуди я вынес следующий вывод: кто бы ни победил на президентских выборах в ноябре, мир будет разочарован.
Самый очевидный результат бесконечного соперничества демократов, особенно если оно продлится вплоть до августовского съезда партии в Денвере, состоит в том, что оно увеличивает шансы на победу Джона Маккейна (John McCain). На самом деле, республиканцы могли только мечтать о таких результатах праймериз в Пенсильвании. Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) набрала достаточно очков, чтобы остаться на беговой дорожке, но недостаточно, чтобы обогнать соперника. Менеджеры из предвыборного штаба Маккейна злорадно потирают руки.
Сам факт избрания президентом Джона Маккейна вызовет разочарование у мира, влюбленного в Барака Обаму (Barack Obama). Возникнет ощущение, что ничто не меняется, появятся скучные шутки о МакБуше. У Маккейна, в отличие от Джорджа Буша, такая биография, которая вызывает уважение. Мне кажется, нельзя остаться равнодушным, прочитав отрывки из его книги мемуаров "Faith of My Fathers" (Вера моих отцов), в которой Маккейн вспоминает о своем плене и пытках во Вьетнаме. Для республиканцев, называющих его настоящим американским героем, биография Маккейна, конечно же, политическая реклама. Однако все это на самом деле правда.
К сожалению, это не значит, что Маккейн будет хорошим президентом в нынешней эпохе. Если бы мы вели третью мировую войну против нацистской Германии, он был бы хорошим президентом. Но мы войну не ведем. Многочисленные перемены, которые необходимо осуществить новому президенту, в целом являются не менее серьезным вызовом, чем нацистская угроза, но они требуют руководства иного рода. Я боюсь, что Маккейн не обладает ни темпераментом, ни опытом, ни складом ума, ни притягательной силой на международной арене, которые нужны в данный момент. По характеру он настоящий вулкан. Он взрывается, а затем успокаивается. Для многих областей деятельности это совершенно нормальная черта (в газетной редакции это даже требование), но для государственного деятеля мирового масштаба это далеко не идеально. У Маккейна богатый опыт работы в качестве сенатора, но в исполнительной власти он не работал. Склад ума и мировоззрение у него под стать возрасту: ему кажется, что в Ираке он все еще ведет вьетнамскую войну. К тому же, он очень американский герой. А за рубежом его привлекательность не очень-то велика.
Я по-прежнему считаю, что Клинтон лучше подготовлена для того, чтобы стать хорошим президентом в наше время. Несмотря на ее недавнюю браваду по поводу Ирана ("Мы их полностью уничтожим"), я думаю, что ее темперамент, опыт и склад ума в сумме представляют как раз то, что нужно миру от Вашингтона на следующие четыре года: благоразумие и безопасность. Если судить по бумагам, то у нее меньше опыта, чем у Маккейна. Но в бумагах не написано о неординарном характере Белого дома Клинтонов, в котором, как свидетельствуют все мемуары, она представляла собой нечто большее, чем обычную первую леди. На самом деле (если не вспоминать о лорде и леди Макбет), равноправное партнерство Хиллари и Билла является одним из самых внушительных в политической истории. Несмотря на провал своих реформ в сфере здравоохранения (а может быть, и благодаря этому горькому опыту), она хорошо знает, как работает государственная машина в Вашингтоне, которая все чаще дает сбои; она знает, за какие скользкие рычаги надо потянуть, кого надо уговаривать, а на кого нужно кричать. Обама прав: она там свой человек с давних времен. В то же время, Обама неправ: это ее огромное преимущество, а не недостаток. Практически по каждому вопросу Клинтон очень хорошо информирована и подготовлена, она понимает все сложности (включая те, что связаны с Ираном), хотя и упрощает их в своих предвыборных целях.
Год назад мы бы сказали, что она пользуется притягательной силой на международной арене. Мы беспокоились по поводу бесконечной смены Бушей и Клинтонов; однако женщина, которую мир знает как просто Хиллари - человек особого рода, и для нее поп-звезда мирового масштаба Билл мог стать просто "первым парнем". Однако это было до того, как Обама стал Обамой. Обамамания - это новый глобальный феномен, возможно, более значимый, чем Дианамания. Дело в том, что новые средства массовой информации, появившиеся в последнее десятилетие после гибели принцессы Дианы - видеоклипы YouTube, блогосфера и т.д., раз в десять увеличили охват аудитории. Судьба Хиллари в этой связи похожа на судьбу великолепного игрока в гольф, которому не повезло, потому что он вышел на площадку примерно в то же самое время, что и Тайгер Вудс (Tiger Woods). Все в мире относительно. Поэтому даже сейчас, когда такая суперженщина как Хиллари, в ходе гонки пробила последнюю стеклянную крышу, в мире все равно появится некое разочарование.
А что, если Обама победит? Ну, для начала нужно сказать, что это маловероятно. Беседуя с Джоном Стюартом (Jon Stewart) в программе Daily Show на этой неделе, он сказал: "Сенатор Клинтон оказала мне услугу". После всех ее нападок Обама теперь лучше подготовлен к тому, чтобы во время выборов держать удар со стороны наступательной машины республиканцев. Она провела его по ступенькам, научив прыгать через них. Однако правда заключается в том, что это кукольное шоу Панча и Джуди отнюдь не способствовало улучшению их имиджа. Праймериз в Пенсильвании наглядно показали, что Обама по-прежнему не в состоянии склонить на свою сторону белых избирателей из рабочего класса и так называемых рейгановских демократов. По словам Джона Дикерсона (John Dickerson) из интернет-журнала Slate, замечания Обамы о находящихся в невыгодных экономических условиях жителях маленьких городков, которые "хватаются за оружие и религию и проявляют антипатию к людям, не похожим на них", нанесли ему значительный ущерб. Дикерсон сообщает, что во время первичных выборов в Пенсильвании Клинтон получила поддержку со стороны 60 процентов владельцев оружия, 59 процентов жителей маленьких городков и большинства верующих.
Но давайте все же предположим, что Обама выигрывает. Тогда люди во всем мире испытают волнение - и начнут надеяться. Вот и первая его проблема. Возлагаемые на него во всем мире надежды настолько велики, что оправдать их Обама просто не в состоянии - точно так же, как принцесса Диана не могла снова стать обычным человеком.
Если опыт работы во власти Маккейна и Клинтон и вызывает определенные вопросы и сомнения, то в сравнении с Обамой эти люди выглядят как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн. Его неопытность дает о себе знать в предвыборной гонке, а в Овальном кабинете она проявится еще больше. Обама никогда не руководил крупной организацией. А если его выберут, то ему придется возглавить самую крупную.
В отличие от Хиллари, Обама не будет знать точно, за какие рычаги надо тянуть в темных и грязных кочегарках Вашингтона. И это может вызвать у него брезгливость - по крайней мере, в первое время. Результаты деятельности неопытных президентов-демократов в сфере внешней политики в их первый срок не внушают большого оптимизма - вспомните Кеннеди, Картера или Клинтона. (Конечно, был и Гарри Трумэн, но в каждом правиле должны быть исключения.)
И последнее - по очереди, но не по значению. Есть разница в том положении, которое Соединенные Штаты занимают сейчас, и которое они занимали во времена Кеннеди, не говоря уже об эпохе Трумэна. Несмотря на те системные трудности, которые ожидают Китай, несмотря на сохраняющиеся сильные стороны американского открытого общества и его военное превосходство, влияние и власть США уменьшаются и будут уменьшаться впредь. Прежде всего, это верно в отношении американской экономической мощи, поскольку нация живет не по средствам, государство допускает перекосы в расходовании средств в сторону военных, а могущественные банки Нью-Йорка, протянув руку, идут на поклон к государственным инвестиционным фондам арабских стран и Азии. Может быть, Обама в своих речах и напоминает Джона Кеннеди - но его Соединенные Штаты будут не в состоянии, если говорить словами этого самого Кеннеди из его инаугурационной речи, "платить любую цену, нести любую ношу, преодолевать любые трудности, поддерживать любого друга". Они просто уже не смогут это себе позволить.
Поэтому, каковы бы ни были результаты президентских выборов, готовьте себя к крупному разочарованию. Тогда, быть может, разочарования и не возникнет.
____________________________________________________________
Все комментарии - диагноз тоталитаризма (Реакция читателей ИноСМИ на статью в NYT)
Неоконсерваторы: насколько они 'нео'? ("Los Angeles Times", США)
Несмотря на Ирак, любовь Америки к войне по-прежнему крепка ("The Guardian", Великобритания)