Галопирующая инфляция, поражающая Украину, в который раз доказывает: что-то совсем не так и не то делается властью в стране.
Вместе с тем положительные примеры Польши, Чехии и других стран постсоветского лагеря показывают, что только при условии отслеживания социальных процессов, сознательного соблюдения известных всему миру экономических законов, можно обойти кризисные явления в экономике, связанные с политическим прошлым.
Замена глубокой политико-экономической трансформации на имитацию реформ привела к деградации общественного сознания.
Украинское общество уже можно брать голыми руками путем зомбирования методами массовой психологической обработки, в частности политической пропаганды посредством контролируемых информационных каналов.
Человек в таком обществе становится виртуально и опосредованно управляемым существом, лишенным какой-либо возможности противодействия.
Подобные методы могут вполне пригодиться и для провоцирования социально-политических возмущений с прицельным результатом, который дезорганизует или же полностью изменяет политическую и социальную среду.
За годы создания государства произошло резкое искривление общественного сознания и была утрачена динамика развития социальной структуры. Не в последнюю очередь эти процессы происходили при активном участии номенклатуры и в ее пользу.
Казалось, что Помаранчевая революция 2004 года способна привести к положительным изменениям. Но украинцы как вымирали, так и вымирают и дальше. А основной скрытый лозунг власть имущих: "народ должен стать полностью управляемым".
К этому больше всего стремилась бывшая команда Леонида Кучмы и к этому целеустремленно идет новая команда власти. Поэтому массово, волна за волной внедряются все новые и новые экстремальные условия существования украинского общества, при которых человек или просто не выживает, или же резко изменяется его психо-физиологическое состояние.
Для того чтобы такой человек стал полностью подконтрольным и не сопротивлялся насильническому изменению своего социально-психологического статуса, необходимо перепрограммирование и изменение стереотипа его поведения.
Все это происходит на уровне подсознания и вызывает как хаос в сознании зомбированного человека, так и перепрограммирование общества вообще.
Спроектированное общество тотальной нестабильности (когда почти ежедневно директивно вводятся новые правила игры) приводит только к тому, что нестабильность постепенно становится нормой жизни и начинает доминировать во всех общественных учреждениях.
Влияние нестабильности на ход трансформационных процессов в Украине значительно весомее, чем может показаться на первый взгляд.
Насильническое изменение социального статуса для подавляющего большинства украинских граждан стало одной с составляющих отрицательных социальных мутаций, которые сейчас приобрели массовый характер. При этом полностью игнорируются процессы размывания социального базиса общества и социальной разбалансированности государства.
В такой ситуации государство стало формированием, доминирующим над обществом, и при этом последнее полностью зависит от него.
Похоже, что сформировался новый тип антисоциального общества, в котором юридически разрегулирована социальная сфера и соответственно смещены целостные ориентиры поведения индивидуумов.
Сохранилась принудительная регуляция социального поведения граждан, но в условиях общей нестабильной ситуации, нормативные правила, которые все время поддаются непрогнозируемой коррекции, сводят на нет все усилия для внедрения каких-либо сложившихся форм коллективного поведения.
Вся парадоксальность такой ситуации состоит в том, что стабилизировать отдельные выборочные социальные сферы невозможно без устранения самих причин общей дерегуляции и дестабилизации общества.
Размытые нестабильные социальные нормы и недостаток юридического порядка часто соблазняют тех, кто у власти, прибегать исключительно к применению принуждения, вместо того чтобы шаг за шагом выстраивать систему социальной саморегуляции общества.
В результате государство, которое функционально призвано выступать как своеобразный арбитр-посредник, который регулирует и учитывает интересы всех без исключения политически-социальных слоев и групп, сдерживает их от конфликтов, удерживает общество в рамках порядка и обеспечивает его стабильность, попало под тотальный контроль и экономическую власть мощнейших региональных кланов и потеряло свою социальную самостоятельность, превратившись в озвучивателя волевых решений корпоративной номенклатуры.
Социальная разбалансированность государства является одним из главных факторов разбалансированности его политической системы.
Номенклатура, стараясь усилить свой контроль над обществом, пошла на неограниченный рост бюрократического аппарата, который стал превращаться в самостоятельную силу, отделенную не только от общества, но и от тех социальных классов, интересы которых он преимущественно представляет.
И здесь начинает срабатывать закон обратной связи, и для контроля уже над самим чиновничьим аппаратом необходимы все новые и новые структуры.
В результате существенным образом усложняется сам процесс контроля над государством со стороны номенклатуры, а социальная разбалансированность приобретает только новые, модерные формы.
Сейчас в Украине заблокирована сама возможность социального выравнивания. И если потеря социального статуса тянет за собой сужение сферы осуществления экономической самостоятельности, то сам процесс возможного возвращения в предыдущую социальную нишу нередко становится невозможным из-за высоких барьеров искусственных преград.
Но насильническая социальная дифференциация, кроме сугубо социальных негативов, может иметь и очень серьезные политические и экономические последствия.
Поскольку общество, в котором граждане потеряли шанс путем своих профессиональных или интеллектуальных усилий повышать свой социальный статус, начинает терять и шанс для социальной мобильности и вместе с тем для социального равновесия. Так, в Украине наблюдается стойкая тенденция люмпенизации общества.
В индустриально развитых странах положительные изменения в социальной структуре и в социальном статусе граждан происходят прежде всего под влиянием новых производственных и информационных технологий и приводят к росту материального благосостояния населения.
В Украине, вместе с тем, снижение социального статуса провоцирует резкое изменение материального уровня и сопровождается возникновением стрессов и массовых индивидуальных разочарований.
Последние провоцируют отрицательные изменения в политической атмосфере общества.
Социальные мутации, которые возникают сегодня в пространстве социума, нуждаются в детальном исследовании.
Социальное структурирование общества приобретает непрогнозируемые формы, при которых большинство слоев общества попадает в зону отчуждения от процессов становления государственных учреждений и находится словно в социальных резервациях, где царят специфические внутренние законы.
Таким образом, социальная отчужденность одного слоя общества от другого начинает определять и общую отчужденность части социума от интересов государства.
Но если государство перестает интересоваться состоянием своих граждан, а граждане, в свою очередь, не идентифицируют само государство как выразителя и защитника своих интересов, то обособление государства от народа неизбежно приобретает формы взаимной отчужденности.
Тогда начинают пробуксовывать не только механизмы социальной регуляции социума, но и происходит политическое отчуждение основной массы граждан от внутриполитических процессов в самом государстве.
Искривление общественного сознания распространяется на все без исключения социальные слои. Верхние слои (так называемая элита), занятые решением узкоклановых интересов, перестают полноценно выполнять свои социальные функции.
Нижние слои, которых все время поддают массированной эксплуатации и социальной вивисекции, настолько деморализованы и дезорганизованы, что постепенно теряют предыдущие социальные ориентиры и превращаются в аморфную массу.
А вместо сближения статусных позиций широких слоев населения, формирование полноценного среднего класса (что имеет не только большое социальное, но и политическое и экономическое значение для будущего государства), все больше расширяется социальная пропасть между нижними и верхними частями украинского общества.
Тем самим становится невозможным процесс нивеляции социального неравенства до тех пределов, которые есть в той же Польше или Чехии и достижение в будущем высокого уровня социальной однородности.
Для того, чтобы Украина наконец могла выйти из затяжного перманентного кризиса (который уже значительно превзошел большую депрессию в США 1929-1933 годов) необходимо социально сбалансировать украинское общество.
Надо разблокировать внутреннюю энергетику украинского народа, избавиться от его навеянной извне политической инфантильности, дать импульс социально-политическим обновляющим процессам и сделать все возможное для создания экономически обеспеченного и социально здорового общества.
Уже долгие годы Украина находится в поисках своего будущего, путь к нему проходит через тернии сложных политических и экономических испытаний, которые выпали украинскому народу.
Поэтому началом политического согласия между идеологически близкими политическими группировками могло бы стать осознание того, что социально разбалансированное общество не годится для политико-экономической трансформации и что без учета социального общественного фактора любое теоретическое строение окажется не больше чем очередной утопией.
__________________________________
Восстание автохтонов? ("День", Украина)
Новая Крымская война ("Европа-Экспресс", Германия)