Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В коррупции нет ничего нормального

Совершенно ясно, что такое коррумпированное государство как Россия не может быть сильным

В коррупции нет ничего нормального picture
В коррупции нет ничего нормального picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Совершенно ясно, что такое коррумпированное государство как Россия не может быть сильным. Оно ослаблено и плохо функционирует. Коррупция представляет серьезнейшую угрозу для качества образования, здравоохранения и стабильности государства в целом. Хорошим примером существенной слабости правительства является его неспособность реализовывать крупные инфраструктурные проекты.

В 2004 году в журнале Foreign Affairs была опубликована основательная статья, написанная профессорами Андреем Шлейфером (Andrei Shleifer) и Дэниелом Трейсманом (Daniel Treisman), в которой они утверждали, что Россия - это "нормальная страна".

"Россия в 1990 году и сегодня является страной со средним доходом, ее ВВП в расчете на душу населения ... сравним с показателями Аргентины в 1991 году и Мексики в 1999 году. Почти все демократии с подобными доходами имеют свои острые углы: их правительства страдают от коррупции, их судьи политизированы, а пресса почти никогда не бывает полностью независимой. У них существенное неравенство в доходах, большая концентрация корпоративной собственности и нестабильные макроэкономические показатели. Во всех этих отношениях Россия вполне нормальная страна".

Профессор Калифорнийского университета в Беркли Стивен Фиш (Steven Fish) отмечает, что Россия "коррумпирована, как и следовало ожидать, с учетом преобладания сырьевых ресурсов в ее экспорте". Доходы от продажи нефти являются причиной авторитаризма и коррупции в стране, однако оба эти явления достигли здесь исключительного уровня.

За последние восемь лет состояние дел в России определяется тремя главными факторами. Во-первых, валовой внутренний продукт увеличивается на 27 процентов в год в долларовом выражении. Во-вторых, страна совершила переход, превратившись из частично демократической в авторитарную. В-третьих, уровень коррупции там, согласно данным Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и организации Transparency International, не уменьшается, хотя в других местах она идет на спад. В этом отношении Россия не нормальное, а экстремальное государство.

Многие люди проводят параллели между Россией и Китаем, но даже сегодня, спустя 30 лет с начала мощного экономического роста, валовой внутренний продукт на душу населения в Китае по текущему курсу составляет всего четверть от российского. В отличие от России, Китай все еще развивающаяся страна. Она более авторитарна, но Transparency International заявляет, что коррупции там меньше.

По меркам американского политолога Сеймура Мартина Липсета (Seymour Martin Lipset), Россия слишком богата, слишком образованна и слишком открыта, чтобы быть такой авторитарной страной. Чем быстрее развивается страна, тем сильнее противоречие между устаревающей политической системой и быстро модернизирующейся экономикой и обществом. И уже в среднесрочной перспективе она окажется несостоятельной.

Ни одно современное общество не может функционировать без дебатов по политическим вопросам, без оппозиционных организаций, способных выступать против власти, без узаконенной системы сдержек и противовесов. Российский президент не может принимать важные решения, если он намеренно перекрывает все каналы критики, а процесс принятия решений в значительной мере взваливает на себя. Во время правления Владимира Путина Кремль стал слишком косным и централизованным, и сегодня не в состоянии урегулировать кризисные ситуации. Следовательно, трудно считать такой режим устойчивым.

Руководители часто используют авторитарные методы правления, чтобы скрыть и сохранить коррупцию, к которой причастны сами. По данным Transparency International, единственная страна, в которой выше доход на душу населения и уровень коррупции, это Экваториальная Гвинея. Вряд ли это достойный показатель для великой нации.

Россия развивается быстрее, чем похожие на нее страны, такие как Аргентина и Мексика, но она становится более авторитарной и коррумпированной. Вывод из этого заключается не в том, что авторитаризм и коррупция есть благо для развития, а в том, что Путину просто повезло. Фортуна повернулась к нему лицом, подняв цены на нефть, и Путин смог сделать власть настолько авторитарной и коррумпированной, насколько ему это нужно.

В ближайшем будущем диктатуре Кремля может грозить крах, и тому есть несколько причин. Во-первых, опросы общественного мнения показывают, что россияне, как и любой другой народ, недовольны коррупцией, которая все усиливается.

Во-вторых, плохое управление крупными государственными корпорациями и практика "откатов" в масштабных инфраструктурных проектах, которая, как говорят, составляет от 20 до 50 процентов, выходят из-под контроля. В других странах с высоким уровнем коррупции люди выражают недовольство уже тогда, когда суммы "откатов" достигают всего 2 процентов. Российская коррупция одна из рекордных в плане сумм, получаемых отдельными людьми в виде взяток, и доли "откатов". Существует огромное количество утверждений о том, что близкие друзья президента крадут миллиарды долларов у государства и частного бизнеса, но пока президент никак на это не реагирует. А это дает основания предполагать, что он сам санкционирует подобные действия.

В-третьих, Путин решил покинуть пост президента, что делает ему честь. Но это означает, что в России будет неоднозначная, двойственная структура власти. Как это ни парадоксально, Путин и Медведев ощущают необходимость делать заявления о том, что они ведут кампанию по борьбе с коррупцией. К сожалению, Путин должен стать партийным лидером и главой правительства - а именно эти посты занимал Иосиф Сталин в последнее десятилетие своего правления.

Российским высокопоставленным деятелям приходится декларировать доходы и данные о своем состоянии, но в большинстве случаев они дают неточную либо ложную информацию. Более того, многие министерства владеют крупными компаниями в тех отраслях, которые они регулируют. Если правительство серьезно настроено на борьбу с коррупцией, то ему придется сражаться с очевидным конфликтом интересов между бизнесом и властью.

С января 2004 года появилось большое количество публикаций, в которых утверждается, что мультимиллиардеры Геннадий Тимченко из нефтяной трейдинговой компании Gunvor и Юрий Ковальчук из банка "Россия" являются посредниками в личном бизнесе Путина. Избранный президент Дмитрий Медведев - или, по крайней мере, Общественная палата либо Счетная палата - должны провести расследование по поводу таких связей. Что интересно, в последние полгода мы узнали очень многое об экономических интересах и жизни Тимченко и Ковальчука, хотя раньше эти люди были практически никому не известны.

Можно ли что-нибудь сделать, пока клика Путина остается у власти? Да, сделать можно многое. В российском Интернете полно интересной и детальной информации о всевозможных случаях коррупции. К сожалению, мало кто из западных корреспондентов в Москве отваживается касаться этих вопросов. Сколько еще они будут избегать этого величайшего в истории сюжета о коррупции? Ведь простая следственная журналистика может творить чудеса.

Совершенно ясно, что такое коррумпированное государство как Россия не может быть сильным. Оно ослаблено и плохо функционирует. Коррупция представляет серьезнейшую угрозу для качества образования, здравоохранения и стабильности государства в целом. Хорошим примером существенной слабости правительства является его неспособность реализовывать крупные инфраструктурные проекты. Страна испытывает острую нехватку квалифицированной рабочей силы, потому что система образования буквально разрушена коррупцией. А правительство не предпринимает никаких попыток для исправления положения.

Как ни странно, самые большие надежды на то, что в сфере борьбы с коррупцией будет сделано хоть что-нибудь, возлагаются на высокопоставленных путинских друзей по бывшему КГБ, которые сейчас арестовывают друг друга и представителей конкурирующих мафиозных структур по обвинению в злоупотреблениях. Избавление от соперников - это самый верный путь на вершину политической власти. Может быть, оно станет также эффективным средством в борьбе с коррупцией?

Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона. Он автор книги "Russia's Capitalist Revolution: Why Market Reform Succeeded and Democracy Failed" ("Капиталистическая революция в России: почему рыночные реформы оказались успешными, а демократия - нет").

___________________________________________________________

Все комментарии - диагноз тоталитаризма (Реакция читателей ИноСМИ на статью в NYT)

Медведев получает непростое наследство ("The Financial Times", Великобритания)

Последний рубеж Путина ("The Guardian", Великобритания)