Если бы политическим лидерам присваивали звания за оригинальность в борьбе за власть, российский президент Владимир Путин был бы чемпионом мира. Сначала он назначил своего преданного дружка Дмитрия Медведева на роль преемника. Затем он заставил Медведева объявить, что когда новый президент 7 мая примет присягу и вступит в должность, Путин станет премьер-министром (сюрприз!).
И наконец, на прошлой неделе Путин единогласно и под бурные аплодисменты провозгласил себя председателем доминирующей в стране партии "Единая Россия". При этом он не запятнал свой безупречный самодержавный имидж вступлением в ее ряды.
Путин в собственном оригинальном исполнении реализует старое консервативное изречение, которое гласит: чтобы все оставить по-старому, надо что-то немного поменять. Принимая новые титулы, Путин умудряется оставаться неизменным вместилищем всей той власти, которая имеет значение в России.
Фокус заключается в том, как добиться этого, соблюдая положения конституции, в которой сказано, что президент не может находиться на посту три срока подряд. Его предшественник Борис Ельцин создал конституцию, которая предоставляет президенту огромные полномочия. За свои два президентских срока Путин еще больше расширил эти полномочия, отменив выборы региональных губернаторов и дав себе право назначать их самому; под его руководством государство взяло под свой контроль общенациональные телевизионные станции; он поставил своих кремлевских друзей во главе государственных энергетических многопрофильных корпораций, ужесточил требования к деятельности неправительственных организаций и сформировал послушную своей воле партию "Единая Россия", которая сегодня занимает 315 из 450 мест в Государственной Думе, то есть, в парламенте России.
Сегодня цель Путина совершенно прозрачна: он хочет сохранить реальную власть и контроль за состоянием дел в России до того момента, когда в соответствии с российской конституцией он сможет на законных основаниях вернуться в Кремль в качестве президента. А Медведев будет согревать место на троне для своего хозяина. Властолюбцы в своих собственных политических системах могут лишь позавидовать путинской изобретательности.
____________________________________________________________
"Кровавые жертвы Жириновского" ("Обоз.ua", Украина)
Снова о Путине ("The American Spectator", США)
Новая роль Путина: эхо советской эпохи ("Time", США)