ВАШИНГТОН - Какого рода взаимоотношения американцы хотят строить с остальными 6 миллиардами населения мира в предстоящие годы? Это актуальный вопрос, ибо за последние семь лет отмечается беспрецедентное усиление негативного отношения мира к нашей стране. В сегодняшнем тесно взаимосвязанном мире это может иметь важнейшие последствия для способности Вашингтона отстаивать и защищать американские интересы.
Чтобы решить данную проблему, многие специалисты, и даже кандидаты в президенты, предлагают изменить позиции Америки как мирового лидера. Они правы, когда предлагают улучшить наш имидж за рубежом. Но они неправы, зацикливаясь на "американском лидерстве". Для нас было бы более разумно начать строить новые взаимоотношения с миром на основе ключевых принципов равенства людей и взаимного уважения всех народов.
Некоторым американцам немного страшновато смотреть на себя как просто на равных всем остальным. Но история должна их успокоить.
Я выросла в Великобритании в период, когда эта страна находилась на таком же переломе. Она переживала трансформацию, превращаясь из великой Британской империи, над которой никогда не заходит солнце, в обычную, такую же как многие, хотя и по-прежнему влиятельную страну. Граждане многих стран, получивших независимость от Лондона, тепло приветствовали эти перемены. Однако, как я разъясняю в своей новой книге "Re-engage! America and the World After Bush" ("Заполнить ряды! Америка и мир после Буша"), для британцев все закончилось тоже довольно неплохо. Сегодня Британия цветет и преуспевает, что может подтвердить любой приезжающий туда человек.
А вот и еще одно, пусть и несовершенное, но полезное сравнение. Нынешние отношения Америки с остальным человечеством очень похожи на отношения между белыми Южной Африки и их бесправными цветными соотечественниками в эпоху апартеида. Тогда большинство белых жителей ЮАР утверждало, что они более цивилизованны и образованны, чем остальные, поэтому будет лучше для всех, если они продолжат играть доминирующую роль в принятии важных для нации решений. Что, аналогия притянута за уши? Может быть. Но отголоски того менталитета продолжают звучать, когда некоторые американцы говорят о роли Вашингтона в глобальных делах.
И конец той истории с апартеидом оказался по-настоящему оптимистичным! После вековой борьбы за сохранение господства белые, наконец, сели за стол переговоров с лидерами Африканского национального конгресса, и что не менее важно, начали их слушать. В ходе переговоров они обнаружили, что эти люди готовы работать вместе с ними, создавая новый порядок, основанный на равенстве и ненасильственном урегулировании проблем.
Что может произойти сегодня, если американцы начнут думать и действовать так, будто все человечество представляет собой единое сообщество, а мы лишь часть этого сообщества? Готовы ли мы учитывать и придавать серьезное значение взглядам граждан других стран по вопросам, которые касаются всех и каждого?
Климатические изменения - это одна из областей, в которой нам надо срочно применить такой подход. Переговоры на нынешней конференции на острове Бали дают нам возможность для заключения справедливого международного соглашения по снижению губительных для климата выбросов в атмосферу. Но что подразумевается под словом "справедливое"?
Мы не можем просто взять и потребовать от развивающихся стран, таких как Китай и Индия, отказаться от экономического развития, которое дает столько благ и преимуществ американцам и европейцам вот уже на протяжении полутора веков. Лидеры Китая и Индии уже сказали, что это неприемлемо. Вместо этого мы должны совместными усилиями установить квоты выбросов, которые в краткосрочной перспективе могут оказаться довольно болезненными; но они дадут нам запас времени и инструменты, необходимые для преобразования наших экономик, чтобы планета Земля могла эти экономики выдержать.
Обращаться с народами других стран как с равными - это вполне в духе американских традиций. В Декларации независимости отцы-основатели нашего государства как само собой разумеющееся написали, что "все мужчины" (читай - "все мужчины и женщины") созданы равными - а не только "все граждане США". Затем, в 40-е годы, американские лидеры проявили прозорливость при создании Организации Объединенных Наций и ее органов. Эти институты олицетворяют собой ценности человеческого равенства и ненасильственного урегулирования проблем. Да, они несовершенны и не лишены недостатков. Но их можно реформировать. И сегодня они являются наивысшим достижением их американских создателей.
Смогут ли враждебные и диктаторские проявления в Китае и прочих развивающихся странах нанести ущерб американским интересам, если мир будет по-настоящему построен на принципах равенства? Такие страхи являются преувеличением (причем вредным преувеличением). У США есть целый ряд важных элементов защиты собственной независимости: выгодное географическое положение, обеспечивающее стойкость к внешнему воздействию, принципы ненападения и уважения государственного суверенитета, закрепленные в Уставе ООН, а также сдерживающая военная мощь.
Стоит также задуматься над тем, что произошло в случае с Британской империей и Южной Африкой. После десятилетий колониального кровопролития все эти напуганные лидеры наконец поняли: если предложить другим людям уважение и равенство, они ответят вам тем же. Очень полезный урок!
Сегодня взаимоотношения Америки с шестью миллиардами неамериканцев важны для нашего благосостояния как никогда прежде. Так давайте работать над тем, чтобы эти взаимоотношения стали максимально конструктивными.
Хелена Коббан - бывший корреспондент Christian Science Monitor, "вашингтонский друг" "Комитета друзей национального законодательства" (Friends Committee on National Legislation) (вашингтонская лоббистская организация, провозглашающая целью борьбу за мир и равенство - прим. перев.). Ее последняя книга называется "Re-engage: America and the World After Bush" ("Заполнить ряды! Америка и мир после Буша").
___________________________________________________________
Парадокс американского влияния ("The Washington Post", США)
Компенсируя утраченное Америкой влияние ("The Boston Globe", США)