Вы могли бы сказать, что Польша пытается совместить несовместимое, желая обладать влиянием большой страны и претендуя на привилегии развивающейся. Но трудно остаться равнодушным к балансированию нового реформаторского правительства в области внешней политики - оно расчетливо обхаживает союзников, однако в общем и целом вдохновляется горячим желанием оставаться частью любого существующего западного альянса.
'В результате Ялты Польша 45 лет была против нашей воли за 'железным занавесом', - заявил вчера министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский (Radoslaw Sikorski) в ходе своего первого визита в Британию в этом качестве. - Нам нужно чуть больше времени, чтобы приспособиться'.
Этот комментарий относился к помощи на развитие сельского хозяйства, которую, как надеется Польша, продолжит оказывать ей Европейский Союз, но его можно воспринимать как выражение глубокой преданности этому альянсу и, в то же время, стремление к особому обращению.
Союзники Польши с облегчением приветствовали в ноябре приход премьер-министра Дональда Туска после вздорности и интроверсии близнецов Качиньских (хотя Лех Качиньский остается президентом, он не может формировать политику). Эта перемена упростила отношения с ЕС, которые при Качиньских характеризовались то безразличием, то антагонизмом, но усложнила отношения с США, где их поддержка была безграничной.
Вчера Сикорский ясно дал понять, что согласие Польши на размещение десяти американских противоракет - еще не решенный вопрос. 'Мы признаем, что предлагаемая система будет полезна альянсу [НАТО] в целом и, тем самым, Польше, - заявил он. - Но кажется, что Польше приходится брать на себя непропорционально большую долю создаваемого ею риска'. Россия подвергла планы резкой критике, и Польша опасается, что, разместив базы, она навлечет на себя ее враждебность. В этом году Польша (также отправившая войска на поддержку США в Ирак и Афганистан) попыталась потребовать у Вашингтона вознаграждения - например, содействием в модернизации ее вооруженных сил.
Сикорский заявил, что 'мы относимся к России как и к любой другой важной стране', перечислив улучшения, достигнутые в сфере торговых и дипломатических контактов. Он считает 'переменой к лучшему' то, что Дмитрий Медведев, выбранный Владимиром Путиным себе в преемники, стал первым, кто 'не укоренен в структурах безопасности или партийных структурах'. На сегодняшней встрече в Люксембурге, на которой будет обсуждаться новый стратегический договор между ЕС и Россией, Польша уже не будет блокировать процесс, что она делала годами, ведь Россия отменила запрет на импорт польского мяса.
Кроме того, Сикорский подчеркнул, что НАТО добилась 'хорошего компромисса' на апрельском саммите в Бухаресте, хотя канцлер Германии Ангела Меркель заблокировала призыв США к допуску в альянс Украины и Грузии, отчасти в связи с протестами Москвы. И Украина и Грузия получили твердое обещание, что их примут, всего через несколько лет после того, как изъявили интерес, в то время, как Польша ждала семь лет, заявил Сикорский.
Он надеется, что Британия сочувственно отнесется к желанию Польши видеть Украину в альянсе, несмотря на признаки утомления европейцев издержками расширения и связанными с ним проблемами. По этому вопросу Польша действует как одна из крупнейших стран ЕС, стремясь формировать идентичность Евросоюза, но по другим - таким, как охрана окружающей среды - она ведет себя как страна из разряда беднейших. 'Нам потребуется справедливое рассмотрение, разумные временные рамки', - заявил Сикорский, касаясь вопроса об очищении электростанций, которые на 95 процентов работают на угле.
Он считает, что иммиграционная волна в Британию 'очень позитивна для Польши' и добавляет: 'Надеюсь, что они вернутся - они изменят Польшу'. Более двух третей поляков, голосовавших в Британии - около 30 000 человек, поддержали Туска - так утверждает его команда.
Возможно, ощущение этого тесного альянса с Британией пойдет на пользу Тони Блэру. Когда Сикорского спросили, поддержит ли Польша кандидатуру Блэра на пост президента Европы, он рассмеялся и сказал: 'Ну, раз он теперь католик'. Польша не хотела бы повредить Блэру поспешным обсуждением его шансов, заявил он. Пожалуй, это самое явное выражение поддержки, которого можно добиться от этого нового правительства с его смесью идеализма и расчета.
_________________________________________
Гжегож Слюбовский: "В сознании россиян гораздо больше белых пятен, чем в сознании поляков" ("Wprost", Польша)
Быль о двух союзниках ("Christian Science Monitor", США)
Быть союзником Америки - в интересах самой Варшавы ("The Financial Times", Великобритания)