Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Несбыточная трубопроводная американская мечта

Прозападный режим в Кабуле откроет для США афганский маршрут для Каспийской нефти

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Есть ли здесь мужчина, женщина, позвольте даже сказать ребенок, который бы не знал, что источником войны в современном мире является промышленное и коммерческое соперничество?" - спросил Вудро Вильсон через год после окончания первой мировой войны. В 1919 г., когда американские граждане наблюдали как раздробленная Европа собирает то, что от нее осталось, ответом вполне могло быть "нет". Но уроки войны никогда не запоминаются надолго

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель Lilu, за что мы ей крайне признательны

__________________________________________________

В октябре 2001 г. один британский журналист опубликовал для "Гардиан" вот эту познавательную статью о целях войны в Афганистане:

* * * * * * *

23 октября 2001 г.

"Есть ли здесь мужчина, женщина, позвольте даже сказать ребенок, который бы не знал, что источником войны в современном мире является промышленное и коммерческое соперничество?" - спросил Вудро Вильсон через год после окончания первой мировой войны. В 1919 г., когда американские граждане наблюдали как раздробленная Европа собирает то, что от нее осталось, ответом вполне могло быть "нет". Но уроки войны никогда не запоминаются надолго.

Вторжение в Афганистан несомненно является кампанией против терроризма, но оно может быть и запоздалой колониальной авантюрой. Британские министры предупредили парламентариев, что оппозиция войне является моральным эквивалентом умиротворения Гитлера, но в некоторых отношениях наш моральный выбор ближе к выбору 1956 года, чем 1938-го. Афганистан настолько же важен с точки зрения регионального контроля и транспортировки нефти в центральной Азии, насколько был важен Египет на Ближнем Востоке.

В Афганистане есть некоторое количество своих нефти и газа, но недостаточно, чтобы представлять серьезный стратегический интерес. Однако его северные соседи, напротив, обладают запасами, которые могут стать ключевыми для будущих глобальных поставок. В 1998 г. Дик Чейни, который сегодня является вице-президентом США, а тогда был президентом крупной нефтесервисной компании, отметил: "Я не могу вспомнить, когда бы еще так неожиданно появился регион, который бы стал таким стратегически важным как Каспий". Но нефть и газ оттуда не имеют никакой ценности до тех пор, пока их не начнут транспортировать. Единственным маршрутом, который имеет политический и экономический смысл, является маршрут через Афганистан.

Транспортировка всех энергоресурсов Каспийского бассейна через Россию или Азербайджан значительно усилит политический и экономический контроль России над центральноазиатскими республиками - именно это Запад пытался предотвратить в течение последних 10 лет. Прокладка трубопроводов через Иран обогатит его режим, который США пытаются изолировать. Транспортировка этих ресурсов по длинному маршруту через Китай станет чрезмерно дорогостоящим, не говоря уже о стратегических соображениях. А трубопроводы через Афганистан позволят США добиться своей цели "диверсификации поставок энергоресурсов" и проникнуть на самые прибыльные рынки мира. Потребление нефти в Европе растет медленно, а конкуренция там весьма жесткая. В южной Азии, напротив, спрос растет большими темпами и конкурентов там мало. Транспортировка нефти на юг и продажа ее в Пакистане и Индии, другими словами, намного более прибыльное дело, чем ее транспортировка на запад и продажа в Европе.

Как задокументировано автором Ахмедом Рашидом, в 1995 году американская нефтяная компания Unocal начала переговоры о строительстве нефте- и газопроводов из Туркменистана через Афганистан в пакистанские порты на побережье Аравийского моря. Планы компании подразумевали единую администрацию в Афганистане, что гарантировало бы безопасный проход для грузов компании. Вскоре после того, как талибы захватили Кабул в 1996 году, газета Telegraph сообщала, что "хорошо осведомленные источники в нефтяной индустрии говорят, что мечта о трубопроводе через Афганистан является главной причиной такой поддержки талибов Пакистаном, близким политическим союзником Америки, и молчаливого согласия США на его завоевание Афганистана". Unocal пригласила некоторых лидеров талибов в Хьюстон, где их встречали по-царски. Компания предложила этим варварам 15 сентов за каждую тысячу кубических футов газа, проходящего по территории, которую они захватили.

В течение первого года правления талибов политика США в отношении режима, по-видимому, определялась в основном интересами Unocal. В 1997 году американский дипломат сказал Рашиду: "Талибы, возможно, будут развиваться так же, как саудовцы. У них будут трубопроводы как Aramco [бывший американский нефтяной консорциум в Саудовской Аравии], эмир, никакого парламента и шариатские законы. Мы можем жить с этим." Политика США стала меняться только тогда, когда феминистки и "зеленые" начали кампанию против планов Unocal и скрытой поддержки Кабула американским правительством.

Но даже тогда, как показывает распространяемая среди противников войны расшифровка стенограммы слушаний в Конгрессе, Unocal не обратила внимания. В феврале 1998 года Джон Мареска, глава отдела по международным связям компании, сказал конгрессменам, что рост спроса на энергию в Азии и санкции против Ирана делают Афганистан "единственным другим возможным маршрутом" для каспийской нефти. Компания надеялась, что как только афганское правительство получит признание иностранных дипломатов и банков, она сможет построить трубопровод протяженностью в 1000 миль, который бы перекачивал миллион баррелей в день. И только в декабре 1998 года, через четыре месяца после взрывов посольств в восточной Африке, Unocal отказалась от своих планов.

Но стратегическое значение Афганистана не изменилось. В сентябре, за несколько дней до атак на Нью-Йорк, управление по энергетической информации США сообщило, что "значение Афганистана с энергетической точки зрения основывается на его географическом положении как потенциальной транзитной территории для экспорта нефти и природного газа из Центральной Азии к Аравийскому морю. Этот потенциал включает в себя возможное строительство экспортных нефте- и газопроводов через Афганистан". С учетом того, что в американском правительстве доминируют бывшие руководители нефтяной индустрии, было бы глупо с нашей стороны думать, что такие планы больше не присутствуют в его стратегическом мышлении. Как указывает исследователь Кит Фишер, возможные экономические результаты войны в Афганистане отражают возможные экономические результаты войны на Балканах, где интерес первостепенной важности для союзников представляет развитие "Коридора 8" - экономической зоны, построенной вокруг трубопровода с нефтью и газом из Каспийского моря в Европу.

Американская внешняя политика руководствуется доктриной "доминирования полного спектра", что означает, что США должны контролировать военное, экономическое и политическое развитие по всему миру. Китай отреагировал на это попытками расширить свои интересы в Центральной Азии. Белая книга по вопросам обороны Пекина, опубликованная в прошлом году, утверждала, что "важнейшим интересом Китая является... установление и поддержание нового порядка региональной безопасности". В июне Китай и Россия привлекли четыре центральноазиатские республики в "Шанхайскую организацию сотрудничества". Ее целью, по словам Цзян Цзэминя, является "содействие многополярности мира", через которую он намеревается оспаривать полное доминирование США.

Если США удастся свергнуть талибов и заменить их стабильным и благодарным прозападным правительством, и если США затем смогут привязать экономики Центральной Азии к экономике своего союзника, Пакистана, это будет означать, что они не только сокрушили терроризм, но и растущие амбиции России и Китая. Афганистан, как всегда, является ключом к западному доминированию в Азии.

Мы приводили аргументы на этих страницах по поводу того, остановит ли вторжение в Афганистан или поощрит терроризм, и будет ли облегчена тяжелая участь голодающих там или она ухудшится из-за попыток уничтожить талибов. Но ни одно из этих соображений не дает полного представления о войне и не раскрывает целей этой войны. Как написал Джон Флинн в 1944-м: "Враг-агрессор всегда преследует своей целью хищения, убийства, грабеж и варварство. Мы всегда движемся вперед с высокой миссией, судьбой, данной нам Богом, чтобы духовно возродить наши жертвы, мимоходом захватив их рынки, цивилизовать дикие, дряхлые и параноидальные народы, одновременно случайно наталкиваясь на их нефтяные месторождения". Я думаю, что правительство США искренне пытается уничтожить терроризм посредством военной силы в Афганистане, каким бы ошибочным это ни было. Но мы были бы наивны, если бы думали, что это единственное, чего оно хочет добиться.

___________________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Lilu

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей