'Прагматизм' в отношениях с Москвой официальная Рига подкрепит историко-финансовыми претензиями
Разговоры последних лет о неуклонном 'потеплении' взаимоотношений между Россией и Латвией, сдобренные тактическими интересами полуолигархических групп по обе стороны границы, носили откровенно спекулятивный характер.
На то, что 'размораживание' контактов на высоком и высшем уровнях без существенной корректировки внешнеполитических установок официальной Риги и устранения неравенства в латвийском обществе применительно к 'негражданам' не может привести к серьезным позитивным результатам, специалисты указывали изначально. Теперь готовность Латвии выставить России многомиллиардный финансовый счет за 'советскую оккупацию' делает начатую в 2005 году 'игру в поддавки' абсолютно бессмысленной.
Несмотря на вроде бы сохраняющееся желание президента Латвии Валдиса Затлерса прибыть с визитом в российскую столицу для переговоров с избранным Президентом Дмитрием Медведевым, а также встретиться в Риге в рамках заседания Совета государств Балтийского моря с будущим премьер-министром Владимиром Путиным, латвийскую правящую верхушку лихорадит от перспектив и опасений по поводу развития политических и деловых связей с Москвой. С одной стороны, хотелось бы построить электростанцию на относительно дешевом российском газе, которая бы покрывала неизбежный дефицит электроэнергии в регионе после закрытия в 2009 году Игналинской АЭС в Литве. С другой стороны, надо как-то отвечать на упреки западных 'ястребов' в том, что Латвия после ухода с политической сцены Вайры Вике-Фрейберги несколько растеряла имидж 'самого верного союзника' США, польстившись на заманчивые связи с российскими сырьевиками и транспортниками. В то же время волны мирового экономического кризиса и ошибки руководства страны в финансово-кредитной политике серьезно сказываются на настроениях избирателей и стабильности правящей коалиции.
В этих условиях, а также с учетом укоренившейся за 17 лет независимости привычки к 'оккупационной' риторике последние два фактора уже к концу 2007 года явно перевесили: на фоне череды 'шпионских' скандалов, оказавшихся блефом местных спецслужбистов, и громких 'патриотических' заявлений латвийских руководителей различного ранга еще проходят 'тихие' деловые встречи министра сообщений ЛР Айнарса Шлесерса со своими контрагентами в Москве и укрепляются контакты железнодорожников в Риге, но общая атмосфера двусторонних отношений вновь оказалась отравленной. Можно было 'не замечать' усиление репрессивных действий языковой инспекции, ряд специфических законодательных инициатив (от запрета преподавания на русском языке в частных вузах до попытки восстановить в официальном праздничном календаре памятную дату 16 марта - 'День Латышского легиона Ваффен СС') и получать скупые благодарности от внешнеполитического ведомства Латвии за 'некоторое снижение риторики по негражданам'. Можно было даже не реагировать публично на антироссийский демарш президента Затлерса, сделанный экспромтом перед Владимиром Путиным на заседании Совета Россия-НАТО в Бухаресте. Однако демонстративная подготовка латвийской стороны к выдвижению на правительственном уровне историко-финансовых претензий крепко сжимает поле 'благожелательного невнимания' Кремля к 'шалостям' рижских партнеров.
28 апреля кабинет министров Латвии заслушал информационное сообщение о промежуточных итогах и планах работы правительственной комиссии по подсчету ущерба от 'советской оккупации', созданной еще в 2005 году. Ее глава Эдмундс Станкевичс заверил руководство страны, что работа идет полным ходом, при этом называть конкретные сроки ее завершения и какие-либо предварительные финансовые цифры не стал. Однако в кулуарах правительства и Сейма фигурировал ориентир в 50 миллиардов долларов - как раз по одному миллиарду за каждый год 'советской оккупации' (в 1994 году с территории Латвии были выведены воинские подразделения бывшего СССР). Члены комиссии отчитались за уже проведенные 20 заседаний и несколько загранкомандировок, в том числе в Россию. Так, удалось разработать методику подсчета дохода на душу населения Латвии в 1935 - 1940 годы, а также собрать макроэкономические показатели страны за этот период для последующего сравнения с данными государств, сохранивших рыночную экономику в послевоенный период. Ведется работа и по созданию оптимальной модели 'альтернативного прошлого'. Однако вопрос о том, чем прямое наложение показателей, без учета реальных или действительно наиболее вероятных геоэкономических и социально-политических условий, отличается от 'средней температуры по палате', так и остался без ответа. А вдруг в 1960-е годы случилась бы ядерная война?
Комиссия Станкевичса сосредоточила свое внимание и на демографических потерях республики за советский период. Разработчики полагают, что выведенная ими формула позволит подсчитать потери от непроизведенного ВВП за счет 'выпадения' из экономики республики почти 58 тысяч репрессированных и сосланных всех возрастных групп в сталинский период. Охват последующих лет вызвал некоторые сложности, однако комиссионеры нашли косвенные демографические потери Латвии в участии ее жителей в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и действиях советских войск в Афганистане. Также подсчитан экологический ущерб за период существования Латвийской ССР.
Эксперты отмечают, что корень проблемы с подсчетами ущерба следует искать в политических упущениях РФ периода 1991-94 годов, когда можно было обусловить признание независимости ЛР, вывод войск бывшего СССР и развитие двусторонних отношений отказом от взаимных претензий и предоставлением латвийского гражданства всем жителям республики, что значительно снизило бы давление национал-радикалов на правительство и позволило бы по-иному сформировать политический класс страны. Нужно отметить, что последняя серьезная попытка снять ключевые противоречия в диалоге Москвы и Риги была предпринята в 2005 году, когда российская сторона предложила вместе с Договором о границе подписать Декларацию об основах отношений, но такой возможностью официальная Рига предпочла не воспользоваться.
Далее в Москве взял верх курс на 'искусственное потепление' и 'экономизацию' отношений и произошли определенные кадровые изменения. Однако кроме заключения и ратификации пограндоговора, сопровожденного далекоидущими формулировками Конституционного суда Латвии, сколь-нибудь полезных результатов государственного значения для России он не принес. Что уж тут говорить о пользе для 'неграждан' и других русскоязычных жителей соседней страны!
Характерно, что любой повод в двусторонней повестке дня используется для нагнетания обстановки как внутрилатвийскими, так и внешними силами. Например, влиятельная эмигрантская организация 'Объединение свободных латышей мира' призвала Сейм отложить рассмотрение договора с Россией о социальном обеспечении, предполагающего взаимный зачет трудового стажа, до тех пор, пока Москва не выплатит 'компенсации' бывшим легионерам СС и другим политрепрессированным. При этом, как считает глава 'свободных латышей' Мартиньш Саусиньш, 'пенсии, которые полагаются жертвам депортаций, можно выплатить их потомкам или родственникам'.
С другой стороны, в 'уютную' и размеренную бюрократическую работу комиссии Станкевичса вторгся беглый российский олигарх Борис Березовский. Воспользовавшись в качестве информационного повода последним пропагандистским всплеском, он в латвийском телеэфире заявил, что Россия во главе с Президентом Владимиром Путиным должна заплатить Латвии миллиарды долларов компенсации за 'преступления советского режима' и перестать 'шантажировать Латвию в энергетическом плане'. По словам Бориса Березовского, наследие коммунизма ни в коей мере не менее преступно, чем нацистское, при этом немцы раскаялись в злодеяниях режима и на протяжении двух поколений расплачиваясь с родственниками погибших из-за планов Гитлера. А вот Президент Владимир Путин, как считает 'лондонский сиделец' с обширным криминальным досье, 'избрал неправильный путь', отрицая факт оккупации и закрывая глаза на 'миллионы замученных в подвалах КГБ, расстрелянных или сосланных в Сибирь'.
Подогревая страсти и тщеславие счетоводов, Борис Березовский заявил, что при СССР латвийская экономика на протяжении десятилетий строилась по иным принципам, нежели в капиталистических странах, а посему Россия, которая была 'центром советской империи', обязана помочь Латвии перестроить экономику, чтобы страна стала конкурентоспособной и независимой в энергетическом плане.
Эксперты сходятся во мнении, что эксцентричный эмигрант пытается таким образом 'подлить масла в огонь' и добиться расположения латвийского руководства, которое с октября 2005 года внесло его в 'черный список' из опасений неподконтрольного местным властям превращения Латвии в антироссийскую 'медиа-крепость'. Комментируя эту ситуацию, Борис Березовский не поскупился на эпитеты, назвав опасливое решение официальной Риги не путать свою игру с чужой - 'отрыжкой' и проявлением 'несамостоятельности молодой латвийской демократии', которая 'проходит тяжелый путь от 'быдла' до уровня страны свободного человека'.
Конечно, далеко не все в нынешнем руководстве Латвии готовы форсировать работу комиссии Станкевичса. Расчет строится на том, что Россия в очередной раз 'проглотит' вызывающие сентенции этой правительственной структуры в расчете на 'здравомыслие' и 'прагматизм' кабинета министров в целом. При этом премьер-министр Иварс Годманис как бы подталкивает Москву к симметричным действиям на перспективу, когда финансовые претензии к РФ будут подсчитаны: 'Полагаю, что и Россия может прикинуть в отношении Латвии что-то подобное'. И тогда руководство ЛР сможет спокойно сослаться во внутриполитической дискуссии на встречный иск Российской Федерации, тем самым откладывая в 'долгий ящик' само выдвижение подсчитанных претензий.
Действительно, если речь зайдет о независимом и справедливом международном арбитраже, то шансы латвийских властей пополнить казну за счет российских 'компенсаций' весьма невелики. Однако где же взять в современном мире неангажированные судебные инстанции? Более того, в последнее время ставка все больше делается на пропаганду приравнивания коммунистического и нацистского режимов и создание специального трибунала по бывшему СССР наподобие Нюрнбергского или Гаагского международных судов. А это уже совсем другие ставки, предполагающие не только политическую игру, но и войну или распад России.
______________________________________________
Президент Латвии: 'Политические требования России все равно не будут учтены' ("Latvijas Avize", Латвия)
Энергетические мифы Латвии ("Diena", Латвия)
Президент Латвии вывел Путина из терпения ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)
В Латвии выслеживают и вербуют высших должностных лиц ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)
Янис Кажоциньш: 'То, как мы справились с защитниками русских школ, войдет в учебники истории' ("Diena", Латвия)