На прошлой неделе телепроект 'Великие украинцы' Савика Шустера, как и было анонсировано, вошел в новую фазу: на 'Интере' началась демонстрация серии документально-биографических короткометражек, посвященных 'десятке великих'. Попутно проводится окончательное голосование, по итогам которого к 16 мая и должен выявиться самый-самый. Украинец N1 на все времена. . .
Персональные видеосюжеты о 'великих' решено показывать согласно алфавитному перечню их фамилий, а не в порядке мест в уже составленном, но пока так и не обнародованном предварительном рейтинге десятки. Так что древнерусский украинец Ярослав по 'фамилии' Мудрый оказался в этом ряду самым последним. Хотя на исторической оси эта фигура должна быть изначальной. Казалось бы, чистая лотерея, однако волею судеб и азбуки первая же пара претендентов на звание супергероя нации оказалась символом той роковой альтернативы, которая нынче во всем и везде витает над сегодняшней Украиной.
Николай Амосов и Степан Бандера. Гуманист всемирного (или, если угодно, космополитического) мировосприятия и радикальный националист. Один начинал профессиональную судьбу с первой спасенной им человеческой жизни. Второй стартовал в историю, напротив, с политического убийства. Один - рафинированный интеллектуал-новатор, другой - кондовый провинциал-традиционалист. Так вышло, что дело жизни каждого из них оказалось напрямую связанным с кровью людскою. И выдающемуся хирургу-философу предстоит конкурировать за признание сограждан с политиком-неудачником и террористом.
Автор 'Алгоритма разума' и многих других умных книг и изобретений, рожденных из любви к человеку как таковому, волею телешоуменов противостоит теоретику и практику огнестрельной 'любви только к своим'. Спаситель множества жизней поставлен на один уровень с прямым виновником многих смертей. И дело принимает нешуточный оборот.
Скажи, Украина, кого из этой пары ты выбираешь, и мир скажет тебе, кто ты. А мы все наконец окончательно поймем, куда же идет наша страна. . .
Спасатель
Видеосюжет о всемирно известном хирурге Николае Амосове представили его бывший коллега и друг Виталий Коротич и дочь Амосова Екатерина Николаевна. Интонация рассказа получилась задушевной и как бы домашней. Тем удивительнее было слышать в наши насквозь коррумпированные времена воспоминания свидетелей об исключительном бескорыстии Амосова. Врач не брал от больных решительно никаких подношений, кроме цветов. А когда ему самому надо было делать дорогостоящую операцию на сердце, то помощи ни у кого (включая власти) он просить не стал - решил продавать квартиру. Воистину личность не от мира сего. Тем не менее мы всем этим миром, получается, и выдвинули такого человека на роль одного из своих исторических идеалов. Так и живем: повседневная жизнь и наши идеалы - поврозь.
Видеоряд фильма о Николае Михайловиче получился завораживающим не столько по кинематографической форме, сколько по человеческой его сущности. Ситуацию, конечно же, облегчило то обстоятельство, что гения хирургии в свое время много снимали, хотя он никогда и не позировал на камеру. Все кадры - сколки с его уникальной по степени раскрепощенности натуры. Воистину свобода живет внутри человека, и никакие внешние обстоятельства не способны ни поработить, ни освободить человека без его на то желания. И Николай Амосов - тому пример. И как привлекателен этот образ аскета-подвижника и вольнодумца-креативщика! Истинного Спасателя людей, который, по его же признанию, не верил в Спасителя, но фактически творил на земле Его дело, только на свой лад.
Как объявил г-н Шустер, семь тысяч новых голосов было подано за Амосова за время и после показа этого киносюжета. И в тот вечер в рейтинге 'великих украинцев' Амосов поднялся на один пункт выше, став третьим. А на первом месте в десятке, как выяснилось вскоре, не кто иной, как второй по алфавиту - Степан Бандера. Кино про предводителя ОУН было в программе 'Интера' следующего дня, 16 апреля, и тогда же было объявлено, что просмотр принес Бандере вдвое больше новых 'болельщиков', чем Амосову, - целых 14 тысяч! Видимо, наше нынешнее общество пока безмерно далеко от того, чтобы хоть приравнять скальпель гения-хирурга к штыку боевика-националиста. . .
Террор и 'держава Бандери'
А образ Степана Бандеры на телеэкране вызвался лоббировать руководитель всего проекта - журналист Вахтанг Кипиани. Это было совсем другое кино и другой мир. С иной системой нравственных ценностей, с другой человеческой атмосферой и сомнительным уровнем честности как в кадре, так и за кадром. Как оказалось, журналист вполне терпимо относится к терроризму как таковому. . .
Фильм начинается со своеобразного пролога: симпатичный мальчик-пластун - сегодняшнее дитя ОУН-УПА - у ночного костра старательно ('с выражением') рассказывает друзьям легенду о детстве Степана Бандеры. Якобы родичи однажды застали будущего террориста в комнате с иголками под окровавленными ногтями: 'Я готуюсь до майбутнiх тортур i мук, якщо мене схоплять. . .' - заявил юный Степан. А потом в кадр ступит Вахтанг Кипиани и подробно опишет самое громкое из серии убийств, которые были инициированы и организованы как раз самим, правда, уже взрослым Степаном Бандерой.
Сей 'легендарний чин', как его называет ведущий Кипиани, имел место 15 июня 1934 года в одной варшавской кофейне, где сотоварищ Бандеры, Григорий Мацейко, застрелил тремя выстрелами в голову министра внутренних дел Польши Бронислава Ператского. При этом в фильме словесный ряд сопровождает серия рисунков в духе комикса, где убийца изображен героическим персонажем, а польские полицейские - одиозными 'бяками'. С того и началась громкая слава Бандеры. С крови политического оппонента.
Пример для пропаганды и подражания в современной Украине? Примечательно, что современного и как бы интеллигентного журналиста Кипиани этот 'нюанс' совершенно не смущает. Чуть позже, не теряя тональности восхваления, ведущий сообщит, что бандеровцы в те же годы убили многих, и не обязательно польских политиков даже, а, к примеру, некую девушку Марию Ковалюк. Увы, героизировать террориста, не оправдывая сам метод террора, вряд ли мыслимо. Этому и посвятил свой фильм шеф 'Великих украинцев'.
Кипиани не жалеет сил в поиске превосходных степеней для возвеличивания молодого предводителя политических киллеров: 'трагiчний героiзм', 'авторитетний', 'легендарний' и т. п. А для закрепления у зрителей хвалебно-эпической тональности в кадр приглашен хор взрослых теть и дядь в национальных костюмах. Они исполняют совершенно казенно-пропагандистскую по мелосу и мере осмысленности слов оду герою с припевом: 'Слава! Слава! Слава! \\ Украiнi - слава! \\ Хай живе Бандера \\ I його держава!'
Очень сомневаюсь, что нынешняя Украина - результат деятельности именно Бандеры и его наследников, но разве в том дело? После получения сертификата 'Великого украинца' из рук 'всего украинского народа' остальные нюансы, конечно же, будут легко устранены.
Всем должно быть ясно: так будет, даже в том случае, если это и не так. Принцип 'оранжевой' революции - если победили не мы, то все равно мы победители, потому что иначе просто и быть не может.
Между тем Кипиани, бегло излагая 'житие' Бандеры, старательно уклоняется от неприглядных фактов в той же биографии. И понятно - почему. Так, об освобождении Бандеры из польской тюрьмы гитлеровцами на определенных основаниях ведущий деликатно сообщает: '. . .з вересня 1939 року Бандерi вдаiться звiльнитися з в'язницi. . .' Нечего и говорить, что о Волынском геноциде 1943 года в фильме нет и словечка. Налицо очередной фальсификат нашей истории, и ясно, что ожидать стыдливого покраснения эпидермиса на лице г-на Кипиани не приходится. И больше сказать о том нечего.
Автопортрет или подделка?
Однако фатально-коварная подоплека проекта Шустера состоит в том, что телезритель, выбирая, думает, что лоббирует лишь своих личных (или 'корпоративных') кумиров, а на самом же деле граждане страны все вместе выбирают совокупную шкалу ценностей для всего общества. Украинцы выбирают себя как народ. И намечают нечто вроде 'схемы' государственной идеологии, выраженной в конкретных персоналиях.
И, похоже, одним из духовных лидеров 'нации' вот-вот станет Бандера. И если так случится ОБЪЕКТИВНО, это надо бы признать, но как тогда жить дальше? Можно еще спросить: а добросовестен ли сам механизм голосования?
В интернете с одного веб-адреса дважды проголосовать невозможно. Это точно. Пробовал. Но голосовать с разных адресов, конечно же, можно сколько угодно. Хоть с каждого ПК всех интернет-кафе страны и окрестностей да при наличии соответствующих команд хорошо мотивированных энтузиастов - никаких проблем. . . То же касается и подачи мнений почтово-телефонными каналами. Формирование 'общественного мнения' с заранее заданными параметрами? Элементарно, Ватсон!
Однако сделаем вид, что подобные махинации в нашей самой честной и демократичной стране в данном случае исключены, и попробуем в общих чертах оценить ту коллективную 'общеисторичную' личность, которой предстает Украина на основании первой сотни 'самых великих' своих имен. Безоговорочно доминируют государственные деятели, видные политики и военачальники - их чуть меньше половины (43). Далее идут видные представители культуры и искусств (36), деятели науки и техники (12) и спортсмены (9). Пропорции в принципе вполне логичные, хотя. . .
Понятно, что больше всего в списке и должно быть тех 'великих', которые определили сам облик нашей государственности и ее политические параметры. А вот на втором месте по авторитетности, субъективно говоря, мне хотелось бы видеть 'интеллект' и 'мастеровитость' - выдающихся ученых и инженеров. Ибо чего стоит сила, не руководимая прежде всего разумом и не обеспеченная кадрами умельцев? Однако в украинской шкале ценностей, видимо, чувственные начала, реализуемые в художественном творчестве, намного (аккурат втрое, по Шустеру) преобладают над рациональными, олицетворенными в науке.
По-моему, такое соотношение лишний раз свидетельствует о том, что по психотипу Украина - именно женщина. И, вероятно, в подтверждение расхожего мнения это дама весьма певучая: из названных в сотне 36 деятелей культуры ровно четверть (9) - вокалисты.
Наконец, на четверть меньше, чем интеллект, у нас ценятся, видимо, телесно-физические достоинства человека. Завершают этот рейтинг обладатели спортивных рекордов: спортсменов в сотне 'великих' - девять персон. Причем трое прославились ногами (Блохин, Лобановский, Шевченко), двое - кулаками (братья Кличко), двое - общей мощью тел (Поддубный и Вирастюк), один - прыжками вверх (Бубка), тогда как физическое совершенство женщин высоко оценено только в двух ипостасях - пловчихи Яны Клочковой и гимнастки Лилии Подкопаевой.
Вот так мы сегодня выглядим, скорее всего, в кривом (?) зеркале 'Великих украинцев'.
Прошу любить и жаловать!
_____________________________________________
Какую Америку любить ("День", Украина)
Людмила Стельмах: Великая Америка явила миру столько образцов благородства! ("День", Украина)
Людмила Стельмах: Америка, Америка - великая страна... ("День", Украина)