'Литва снова упустила удобный момент промолчать', - сказал бы Жак Ширак о решении Вильнюса блокировать начало переговоров России и Евросоюза. Мнение бывшего президента, наверняка, разделил бы и бывший канцлер Герхард Шредер. Но эра этих политиков и больших друзей России прошла.
Однако, позиция Литвы, мягко выражаясь, не приветствуется и новыми лидерами Франции и Германии. И это неприятно удивляет. Как и то, что некоторые вопросы, которые в переговорный процесс желает включить Вильнюс, вообще, непонятны большинству стран Западной Европы. Какие компенсации? Какой ущерб? Какая оккупация? Объяснять это не надо только тем, кто на своей шкуре испытал все прелести советского режима.
Для обывателя Испании или Бельгии простительно, если он не знает что такое Литва, Латвия, Эстония с чем их едят. Но если элементарных вещей не знают с официальным визитом посещающие новые страны Евросоюза бюрократы Брюсселя, задуматься стоит. Во-первых, о качестве их работы. Вот и недавний пример... Ведь можно было хотя бы в Интернете посмотреть сколько в Эстонии государственных языков, не выставляя напоказ свою необразованность. Что и говорить о событиях полувековой давности.
Сложнее с политиками. Они не обязаны все знать. Так что донести историческую правду до них - миссия дипломатов. Именно они должны преподнести все и всем настолько доходчиво, чтобы не возникало сомнений даже у держав, связанных с Россией крепкими энергетическими узами дружбы. Чтобы по вопросу о возмещении оккупационного ущерба раз и навсегда была бы выработана одна линия.
Работы - непочатый край. За месяц, который остался до следующей попытки начать переговоры, успеть нереально, но сделать первые шаги, необходимо. Ведь стремление к исторической справедливости не чуждо Европе. Всем известно, что Германия до сих пор выплачивает разнообразные компенсации за ошибки прошлого. Почему от этого должна быть освобождена Россия?
С другими на повестку выставленными вопросами особых проблем быть не должно. Энергетическая безопасность, как ни крути, все же общий интерес. Конечно, от желания быть более хитрыми, чем все остальные никуда не денешься, но пора начинать думать не только о себе. Решение Вильнюса в этом плане словно урок Брюсселю. Национальные интересы можно и нужно защищать в общеевропейских рамках, что и делает Литва. И чем скорее в Европе поймут, что только борясь единым фронтом можно выиграть эту партию с Россией, тем меньше будет потерь в будущем.
Думается, что некоторые страны поддержат мнение Вильнюса и насчет замороженных конфликтов в Грузии и Молдове. Ведь их решение прекрасно вписывается в столь популярную политику добрососедства. А актуальность сотрудничества в расследовании криминальных дел продемонстрировало убийство Александра Литвиненко и за сим последовавшие дипломатические скандалы.
Радует, что Литва осмелилась сама, заранее не заручившись поддержкой, поставить вопрос ребром. Таким образом наши дипломаты проверяют действенность механизмов ЕС. Воспользовавшись правом вето, они тем самым тестируют насколько соответствуют действительности слова избранного президента России Дмитрия Медведева, который задекларировал свою приверженность праву.
Если все же возобладают принципы реальной политики и Литва будет вынуждена отозвать свои претензии, будет нанесен серьезный удар европейскому единству.
________________________________________________
Примирения между правдой и ложью, между фальшивками и архивными документами быть не может ("REGNUM", Россия)
Литовская блокировка ("Час", Латвия)