После нескольких лет усиления напряженности в Европе возникает надежда на то, что завтрашняя инаугурация Дмитрия Медведева в качестве нового президента России приведет к значительному улучшению отношений. Оптимистический сценарий состоит в том, что Медведев окажется либералом и использует наследие своего предшественника, заключающееся в возрождении уверенности России в себе самой, для перехода к демократическим реформам и конструктивной дипломатии с позиции силы. Более реалистичный прогноз говорит о том, что Путин создал такой авторитарный режим, который слишком испорчен властью, чтобы измениться, и сделает он это лишь против своей воли и под давлением жестких обстоятельств.
Медведев обязан своим приходом на президентский пост "управляемой демократии" Путина, и вряд ли он восстанет против той системы, которая его создала. Даже если бы он захотел это сделать, у него нет той независимой базы поддержки, которая необходима для осуществления такой попытки. Он будет пользоваться своим титулом и внешними атрибутами президентской власти, но Путин по-прежнему будет фактическим национальным лидером России. Будучи практически назначенным премьер-министром и лидером партии, которая контролирует две трети Государственной Думы, он уже находится в таком положении, что его невозможно отстранить от власти. Однако истинный источник его власти и влияния заключается в том, что он в период своего правления расставил на ключевые позиции в государственном аппарате "людей в погонах", представителей спецслужб, ставших чиновниками и занимающих сегодня господствующее положение во власти. Можно быть уверенным в том, что Путин постарается сохранить существующее положение вещей. В конце концов, не захочет же он оказаться в итоге в Лондоне, борясь против требований об экстрадиции, выдвигаемых одним из его преемников.
И тем не менее, он выбрал удачный момент, чтобы уйти в тень, потому что хрупкость и непрочность его достижений в деле национального возрождения России становится все более очевидной. Демографическая ситуация в стране остается ужасной. Средняя продолжительность жизни мужского населения составляет 59 лет, а через сорок лет общая численность населения России сократится на треть. Несмотря на все напыщенные речи о возврате России в разряд мировых держав, Путину так и не удалось найти способ, чтобы российские мужчины не спивались раньше времени до гробовой доски.
Более актуальной является проблема, порожденная исключительно самим Путиным. Речь идет о грядущем кризисе в российском энергосырьевом секторе, где государство восстановило свой контроль, действуя откровенно незаконными методами, включая шантаж и запугивание. Малоэффективные государственные компании силой захватывают высокопроизводительные предприятия, а потом оказываются не в состоянии вкладывать средства в замещение и развитие производственных мощностей. Вскоре им будет трудно удовлетворять внутренний спрос, не говоря уже о выполнении экспортных обязательств. А это означает, что даже в случае сохранения высоких цен на энергоресурсы внешние поступления, обеспечивающие рост российской экономики, вскоре могут начать сокращаться, если не принять неотложных мер по исправлению положения.
Одна из мер, которую намерено осуществить правительство, заключается в снижении объемов потребления за счет повышения внутренних цен на энергоносители. Мера непопулярна, но выборы уже далеко позади. Однако пока не ясно, удастся ли осуществить данные меры в полном объеме, не спровоцировав при этом негативной политической реакции. В стране, где усиливается неравенство и растет инфляция, дешевый газ является важным элементом благосостояния общества. Три года назад, когда Путин попытался провести монетизацию льгот пенсионеров, он обнаружил, что российский народ вполне способен выйти на улицы, если под угрозой окажется его материальное благополучие.
Народное движение протеста, став серьезной оппозиционной силой, начнет задавать неудобные вопросы о том, что за режим создал Путин, и каковы масштабы бесхозяйственности и злоупотреблений в использовании национальных ресурсов. Путин не "ликвидировал олигархов как класс", он просто перераспределил богатства ельцинской "семьи" среди членов собственной клики. Эта новая олигархия скрывает свою суть под вывеской государственной власти, но ею движет все та же страсть к наживе. Если настанут более суровые в экономическом плане времена, то российский народ поймет эту горькую правду. К сожалению, нет никакой гарантии, что такая новая оппозиция будет носить либеральный и демократический характер. Население, которое воспитывается на параноидальной ксенофобии и шовинистическом стремлении к возрождению, легко может пойти по иному пути.
Сильная или слабая, но Россия бросает Европе внешнеполитический вызов, который она не может проигнорировать. К сожалению, в последние годы в своих взаимоотношениях с Москвой Европа проявляет прискорбную слабость и разобщенность, позволяя России диктовать условия организации, которая в три с половиной раза крупнее ее. Этим летом ЕС и Россия должны начать переговоры о новом соглашении в области сотрудничества и свободной торговли. В этих условиях появляется возможность восстановить равновесие, предложив России ясный и четкий выбор. Она может стать близким и надежным партнером, если проявит готовность к выполнению многосторонних правил и соблюдению демократических норм, под которыми сама же подписалась. Но если Россия будет по-прежнему использовать авторитарные методы давления и принуждения у себя дома и за рубежом, то Евросоюзу придется обезопасить себя от последствий. Условия доступа к единому рынку будут более жесткими. Россию перестанут считать членом демократического клуба и участницей его институтов. Будут предприняты целенаправленные усилия, чтобы снизить зависимость от российских энергоресурсов.
Проверкой решимости ЕС станет то, как он решит вопрос об Энергетической хартии. Она составляет часть обязательных для исполнения международных условий, которые Россия в одностороннем порядке отвергает. Безусловно, было бы неправильно подписывать щедрое торговое соглашение со страной, которая в ущерб нам нарушает правила, проводя монополистическую политику и используя поставки энергоресурсов в качестве инструмента давления на соседей. Если России нужна свободная торговля, она обязана выполнять свои обещания о создании взаимоотношений в энергетике на основе принципов честной коммерции, и отказаться от силовой политики. Если она хочет, чтобы "Газпром" обрел право покупать крупные энергетические компании Европы, то пусть в ответ открывает и свои собственные рынки, прекратив экспроприацию частных активов.
Кроме всего прочего, это в значительной степени пойдет на пользу самой России в деле решения ее внутренних проблем. Практика политизации поставок энергоресурсов обречена на провал, потому что она разрушает доверие и препятствует притоку в Россию инвестиций, которые так нужны ей для поддержания и развития производства. Путинская модель коррумпированного авторитарного правления не позволит России решить ее социальные и экономические проблемы и не обеспечит устойчивое возрождение страны. Чем быстрее Россия сумеет наладить с Евросоюзом сотрудничество, основанное на принципах либеральных многосторонних отношений и экономической открытости, тем лучше будет для них обоих.
Может быть, внутренний энергетический кризис убедит Медведева и Путина в этой истине и заставит их пойти на изменения - хотя бы по причине личной заинтересованности. Есть явные свидетельства того, что они способны мыслить прагматично. Сочетание высоких цен на энергоресурсы и неспособности европейских государств противостоять сползанию России к авторитаризму подтолкнуло Путина к отказу от сотрудничества и взаимодействия в пользу дипломатии принуждения. Лишь обозначив жесткие рамки и ясно заявив о том, что Россия окажется в проигрыше, продолжая движение по нынешнему пути, Евросоюз сможет начать все сначала - как он того хочет.
Дэвид Кларк - бывший советник правительства, председатель фонда "Россия" (Russia Foundation).
___________________________________________________________
Кремлеведы накануне ухода Путина терзаются вопросами ("The Washington Post", США)
Шах королю ("Le Monde", Франция)