Tuesday, May 6, 2008; Page A19
До убийства эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево никто не мог представить себе, что это событие положит начало Первой мировой войне. Сомневаюсь, что до 'выстрела, услышанного во всем мире ' Конкорд XVIII века рассчитывал войти в историю как место, в котором началась Американская революция. До прошлых выходных, когда российское информационное агентство ИТАР-ТАСС объявило, что грузинские власти намерены осуществить вторжение в Абхазию, никто, по большому счету, и не думал об Абхазии. Поэтому эта колонка, в качестве доброй услуги тем читателям, которым нужно оторваться от президентской кампании в США, посвящена рассмотрению возможности превращения конфликта вокруг Абхазии в прелюдию к более масштабной войне.
Если вы никогда не слышали об Абхазии, то не волнуйтесь: можно с большой долей уверенности сказать, что она, вероятно, не станет приоритетом и для многих в Белом доме. Она даже не фигурировала среди каверзных вопросов наподобие 'Можете ли вы назвать имя генерала, который руководит Пакистаном? ', звучавших в ходе кампании. Напротив, Абхазия, вместе с Нагорным Карабахом, Дагестаном, Южной Осетией и всеми остальными забытыми кавказскими регионами, городами и микрогосударствами, относится к разряду того, о чем никто не хочет особо задумываться, но где порой происходит нечто действительно ужасное.
Для справки: Абхазия - провинция Грузии, провозгласившая независимость в 1992 г. За этим последовала небольшая война, а затем - этническая чистка абхазских грузин. ООН предпринимала ряд попыток достичь мирного урегулирования, а Грузия пыталась предложить Абхазии широкую автономию, но, большей частью, Грузия и Абхазия находятся в тревожной патовой ситуации, которая порой превращается в крайне тревожную патовую ситуацию. Обычно это происходит, когда атмосфера крайней тревожности выгодна России, являющейся самым близким военным, экономическим и политическим союзником Абхазии и долгосрочно заинтересованной в дестабилизации проамериканской, прозападной, пронатовской Грузии.
Таким образом, когда российское информационное агентство сообщает о том, что Грузия намерена вторгнуться в Абхазию, это может означать, что Грузия действительно намерена вторгнуться в Абхазию. Но это также может означать, как понимают все в регионе, что Россия намерена вторгнуться в Грузию - разумеется, в качестве 'превентивного удара'.
Зачем русским делать это? Или даже намекать на то, что они могут это сделать? Сложно сказать - российская политика становится все более непрозрачной. Некоторые считают, что Россия в последние недели начала мутить воду в Абхазии в ответ на признание НАТО независимости Косово - или же для того, чтобы иметь возможность быстро нанести удар, если бы НАТО на своем последнем саммите решила открыть Грузии прямой путь к членству, за что горячо выступает президент Буш. Другие считают, что недавние российские заявления, некоторые из которых почти равносильны признанию независимости Абхазии, связаны с предстоящей на этой неделе инаугурацией нового президента России Дмитрия Медведева. Возможно, Медведев хочет с самого начала продемонстрировать свою жесткость. Или кто-то еще хочет продемонстрировать жесткость Медведева от его имени. В любом случае, кто-то - абхазы или русские - за последние шесть недель сбил не менее двух, а, может быть, четыре беспилотных грузинских самолета. Это выглядит вполне очевидной попыткой создать казус белли.
Возможно, из этого ничего не выйдет - и пока грузины говорят, что у них нет намерения объявлять войну. Но в мае в Грузии состоятся парламентские выборы, а страну возглавляет президент, который, возможно, будет благодарен за возможность выглядеть смелым. Если провокация сработает, или если Россия действительно вторгнется в Грузию - молодую демократию, страну, стремящуюся в НАТО, отправившую войска в Ирак и много раз получавшую имплицитные гарантии безопасности от Вашингтона и Брюсселя - тогда Западу придется давать масштабный ответ, если не военный, то политический и дипломатический.
Все это происходит в самый неудачный момент. В американской политической системе есть множество чудесных вещей, но одной из наименее чудесных является то, какой объем энергии президентская кампания высасывает из общественной жизни. С настоящего момента по январь президент - 'хромая утка': может ли он дать решительный ответ на российское вторжение в Абхазию, если оно произойдет? Готов ли кто-то к обсуждению дел в совершенно новой части мира? В прошлые выходные беспрецедентное внимание американских СМИ было сосредоточено на... праймериз на острове Гуам, в которых приняло участие 4500 человек, и где Барак Обама победил с преимуществом в семь голосов.
Конечно, с другой точки зрения, момент выбран как раз самый удачный: что может быть лучше, если вы хотите напасть на союзника США или просто дестабилизировать союзника США и лишить его решимости? Вероятно, если не русские, то кто-то другой воспользуется этой возможностью.
* Конкорд - город в штате Массачусетс, место одного из первых сражений Войны за независимость США. 'Выстрел, услышанный во всем мире' (Shot heard round the world) - строка из стихотворения Р. У. Эмерсона, посвященного битве при Конкорде. (Вернуться к тексту статьи)
* 'Можете ли вы назвать имя генерала, который руководит Пакистаном?' - вопрос, заданный в 1999 г. Дж. Бушу в одном из интервью (ответить на него кандидат в президенты не смог). (Вернуться к тексту статьи)
___________________________________________
Тревожная ситуация в Грузии ("Los Angeles Times", США)
Россия ведет себя словно колониальный тиран ("The Independent", Великобритания)
Россия и Грузия бряцают саблями ("The Economist", Великобритания)
Вступиться за Грузию ("The Washington Times", США)
Михаил Саакашвили: 'Был тут один, который был против меня. Но он пару месяцев назад умер.' ("The Financial Times", Великобритания)