Сегодня в полдень Дмитрий Медведев принесет присягу президента России в присутствии 2400 членов лояльной политической элиты, которая помогла обеспечить беспрепятственную передачу власти. Через десять дней он будет присутствовать на московском стадионе "Лужники" на финальном матче Лиги чемпионов. Это будет первое подлинно международное спортивное событие в России со времен Олимпиады 1980 года. Хотя играть будут два английских клуба, матч будет широко освещаться по телевидению, а самые лучшие места на трибунах заполнят капитаны европейского бизнеса. Для нового президента эта часть болельщиков имеет наиболее важное значение.
Российские избиратели уже знают, чего им ждать от тандема Путин-Медведев. На посту премьер-министра Путин будет осуществлять повседневное руководство экономикой. Он уже пообещал жесткий контроль государства над ключевыми отраслями, которые вот уже восемь лет приносят стабильный рост доходов (и коррупцию). А Медведев будет представлять Россию на международной арене. Его предшественник проводил плохо замаскированную внешнюю политику национализма, что сослужило ему хорошую службу дома. Но антагонистические отношения с Западом противоречат долгосрочным интересам простых россиян, и Медведев это, похоже, понимает. Его образование и опыт работы - в качестве юриста, а не шпиона - вызывает надежды на существенные изменения в тональности внешней политики России. Его первый экзамен будет состоять в том, сумеет ли он вновь открыть двери своей страны для внешнего мира.
Это довольно непросто. Путин покидает Кремль, испытывая гордость за ту стабильность, которую он принес стране после анархии ельцинского правления. Но в то же время, отношения России с США опустились до самой низкой за последние 20 лет отметки. А отношения Москвы с Лондоном еще хуже. Одной из причин ухудшения отношений является та готовность, с которой Путин идет на конфронтацию - будь то проблема Ирана, Косово или трудности демократии в его собственной стране. Другая причина - это изменение позиций США и НАТО, которое Кремль расценивает как политику окружения России. Используя свою победу в "холодной войне", они обхаживают бывших советских сателлитов Украину и Грузию, предлагая им членство в НАТО. Результатом конфронтации стала остановка процесса ядерного разоружения, замедление движения России по пути вступления в ВТО, а также ухудшение взаимоотношений между большинством членов ЕС и их крупнейшим поставщиком энергоресурсов.
Внезапной оттепели ждать не следует. Медведев всей своей властью и успехами целиком обязан Путину. Он постарается не уходить слишком далеко и слишком быстро в сторону от путинской стратегии всемерного подчеркивания возрастающей мощи России, результатом которой становится дипломатическая изоляция. Однако новый президент обладает реальной властью. Его избрал народ, хотя и при отсутствии сколь-либо значимой оппозиции. А как отмечал Шарль де Голль (Charles de Gaulle), "людей избирают не для того, чтобы они открывали выставки цветов". У него будут все возможности сформировать ясные и четкие принципы своей политики. Если его прошлые высказывания могут служить хоть каким-то ориентиром, то Россия будет более прочно объединяться с Европой, чем при Путине, и придавать большее значение западным понятиям демократии и прав человека.
Западные руководители должны относиться к Медведеву с уважением, безо всякого высокомерия. Это укрепит его позиции в стране. Это может даже придать ему достаточно сил, чтобы начать борьбу с системной коррупцией, являющейся главным препятствием на пути модернизации российской инфраструктуры и гражданского общества. Такая коррупция отталкивает от России потенциальных инвесторов, которые прилетят в Москву на финал Лиги чемпионов. Она также наносит вред рядовым россиянам. Если Медведеву хватит силы воли, то работы ему предстоит очень много.
___________________________________________________________
Воспользуйтесь моментом, начните диалог с Медведевым ("The Financial Times", Великобритания)
Новый российский президент дает Европе шанс стать более жесткой - и близкой к России ("The Guardian", Великобритания)