Сегодня президент Владимир Путин покидает свой пост и занимает должность премьер-министра. Даже россияне задают вопрос о том, какую часть полномочий и власти Путин уступит своему преемнику Дмитрию Медведеву, которого он сам же и назначил. Медведев на 12 лет моложе Путина, и он был у него в подчинении с тех пор, как Путин в начале 90-х сделал его своим помощником в мэрии Санкт-Петербурга. Это не отношения отца и сына, но всем совершенно ясно, кто по чьим стопам идет.
Несмотря на свою близость, это разные люди, и у них совершенно разные биографии и жизненный опыт. Путин не только сам был подполковником КГБ, его дед и в какой-то мере отец были связаны с деятельностью КГБ. Это нашло свое отражение в путинском лексиконе. Он часто пользуется тюремным жаргоном, а его грубость порой приводит в смущение мировых лидеров.
Медведев родился и воспитывался в семье интеллигенции, как говорят русские. Его отец преподавал физику в Ленинградском технологическом институте, а мать - русский язык и литературу. Медведеву нужен будет Путин, по крайней мере, на начальном этапе - хотя бы для того, чтобы прикрывать его фланги от атак силовиков (это люди, любящие силой устанавливать свой закон и порядок), которых Путин привел в Москву и в Кремль. Они считают себя законными наследниками Путина, полагая, что именно из их рядов он должен был избрать себе преемника. Поэтому они против избрания Медведева.
Вначале Путин использовал силовиков для изгнания и замены большинства олигархов (в том числе, Михаила Ходорковского, бывшего главы нефтяной компании "ЮКОС", который сегодня отбывает восьмилетний тюремный срок в Сибири). Теперь эти люди обустроились на новых местах, и многие из них возглавляют компании, приватизированные в 90-е годы. Таким образом, у этих новых олигархов есть не только деньги, но и связи в КГБ и в эшелонах власти. Медведеву будет трудно потеснить их и заменить этих людей своими сторонниками, как сделал Путин. Ведь у олигархов для защиты своей собственности были в распоряжении только деньги.
Но со временем Медведев наверняка придет к выводу, что он должен быть самостоятельным руководителем. В конце концов, он президент, а президент может назначать и отправлять в отставку премьер-министра. Как большинство сыновей, которые рано или поздно решают, что их отцам не хватает способностей и знаний, чтобы успешно действовать в новые времена, Медведев к началу своего второго срока, а возможно и раньше, может прийти к выводу, что ему больше не нужны наставления старшего товарища.
Более того, хотя у них обоих юридическое образование, эти люди исповедуют разные ценности. Путин пришел к власти, призывая к установлению "диктатуры закона", причем упор он делал на слове "диктатура". Для Путина распад Советского Союза был "величайшей геополитической катастрофой 20-го столетия". По мнению Медведева, "свобода лучше, чем несвобода", а закон должен главенствовать над неограниченной исполнительной властью.
Медведев также критикует тот порядок, который позволяет кремлевским и государственным руководителям занимать должности в государственных компаниях и в советах директоров крупных корпораций. Он хочет, чтобы у директоров было больше независимости. Учитывая то, что Медведев был председателем совета директоров "Газпрома", а также в разное время исполнял обязанности главы кремлевской администрации и первого заместителя премьер-министра, ясно, что сам он этим рекомендациям не следовал.
Многие ожидают, что Медведев уступит свой пост в "Газпроме" Виктору Зубкову, уходящему с должности премьер-министра. Однако тот факт, что Медведев до последнего момента сохранял это место за собой, говорит о том, насколько оно прибыльно. Он наверняка будет по-прежнему рассматривать "Газпром" в качестве инструмента государственной власти. В этом смысле он немногим будет отличаться от Путина, который смотрел на "Газпром" как на компанию-лидера, призванную отстаивать государственные российские интересы. Пока цены на энергоресурсы остаются на высокой отметке, у России сохранится возможность восстановить частично, а может быть и полностью, свой статус сверхдержавы, который она утратила после распада Советского Союза. Но такое положение вещей также создает новые проблемы для Запада и Соединенных Штатов.
Может быть, рано говорить о том, что "Россия возвращается", но Путин совершенно определенно сделал ряд шагов в данном направлении. И Медведев (если он не совершит серьезной ошибки) будет по-прежнему использовать "Газпром" и нефтяные компании страны точно так же, как это делал его предшественник - для продвижения национальных интересов России. Причем делать он это будет как с помощью Путина, так и без нее. Это хорошо для России, но не для всех остальных.
Маршалл Голдман - старший научный сотрудник центра имени Дэвиса российских исследований Гарвардского университета, автор книги "Petrostate: Putin, Power and the New Russia" (Нефтегосударство: Путин, власть и новая Россия).
___________________________________________________________
Воспользуйтесь моментом, начните диалог с Медведевым ("The Financial Times", Великобритания)
Новый российский президент дает Европе шанс стать более жесткой - и близкой к России ("The Guardian", Великобритания)