Россия обрела своего третьего президента. Президента избранного (формально это так), президента, власть которому не передавалась от предыдущего, хотя и нынешняя ситуация в принципе вполне соответствует понятию 'преемственность'. О том, как будут разворачиваться события, не знает никто. По крайней мере, никто из тех, кто находится вне кремлевского круга.
Так или иначе, Дмитрий Медведев положил руку на особое издание Конституции и присягнул 'уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу'. В общем и целом эти формулировки очерчивают направления политики, которую будет проводить новый глава Российской Федерации. Если верить словам.
'Дорогие друзья! Вы понимаете, сколь глубокие чувства я сейчас испытываю. Я хорошо осознаю, какой груз ответственности ложится на мои плечи, и рассчитываю на нашу совместную работу', - стал заканчивать речь Медведев, который действительно слегка нервничал на протяжении всей церемонии. 'Я сердечно благодарю президента Владимира Владимировича Путина за его неизменную личную поддержку, которую я постоянно ощущал. Уверен, что так будет и впредь', - сказал он.
'Сейчас мой долг - служить ему каждый день и каждый час, сделать все для лучшей жизни наших людей, их успеха и уверенности в своем будущем, во имя дальнейшего подъема и процветания нашей любимой Родины - нашей великой России', - после этих слов зазвучала 'Славься' Глинки. А с Кремлевской набережной были выпущены 30 артиллерийских залпов.
Путин же пока никуда не уходит. В чем, в общем-то, и вся интрига. Слово 'тандем' уже прочно вошло в лексикон политологов и журналистов. Как пишет The Times, 'российские избиратели заранее знают, чего ожидать от дуэта Путин-Медведев: премьер-министр Путин продолжит контролировать экономику, в то время как Медведев станет новым лицом России на международной арене. Более приветливым лицом, надеются в Европе'.
То есть, за восемь лет нахождения у власти, следуя логике издания, Путин приучил Европу к новой России. Следует сменить лицо. Вторит изданию и Guardian, который пишет, что 'внутренняя политика России будет находиться под контролем нового премьера, а внешняя также покатится по старым рельсам'.
Спичрайтеры хорошо поработали над речью, как Путина, так и Медведева. Вышла даже адаптированная версия для школьников. Инаугурационная речь вообще очень напоминает клятву пионера. Клянусь, одним словом. Во всех странах инаугурационные речи президентов не менее пафосные по своей сути, но с оглядкой на недавнее 'пионерско-комсомольское' прошлое России речь Медведева принимает отличный окрас. Хотя с другой стороны все происходившее напоминало коронацию. Коронацию несовершеннолетних монархов, власть при которых, до достижения ими совершеннолетия будет исполнять регент или регентский совет.
Но как всегда вокруг глав российского государства пыль да туман и вопрос, который за последнее время успел уже надоесть: кто кого? Медведев или Путин? Вот, к примеру, что пишет по этому поводу Станислав Белковский, отказывающий почему-то российскому народу в способности жить без царя:
'Политическая культура России является практически монархической... у нас все завязано не на персону... Российский режим привязан не к личности, а к монархической традиции, к трону. В этом смысле сохранение политического первенства Путина, после того как он оставит президентский пост априори невозможно. В его силах лишь поддерживать иллюзию того, что он остается в России ключевым игроком, иллюзию, прежде всего для себя'.
Красные дорожки, на всем отблески сакральности. Это уже не речь ткачихи на съезде 'Единой России', просившей Путина остаться на третий срок. Это передача полномочий. Правда, о реальном распределении полномочий между премьером Путиным и президентом Медведевым можно будет судить только после кадровых перестановок. Как сказал агентству Reuters один из высокопоставленных чиновников на условиях анонимности, 'полную картину помогут увидеть два назначения: главы президентской администрации и руководителя ФСБ'. Но есть и другие посты, назначения на которые смогут проиллюстрировать, кто берет верх, или, по крайней мере, кто что будет курировать.
Как отмечает комментатор сайта Каспаров.ру в первом выступлении Медведева не стоит искать каких-то откровений: 'Вступивший в должность президент сказал, что, по мнению его помощников, соответствует ожиданиям нашего общества. То есть сказал то, чего от него ждали... Но сами по себе эти слова значат не больше, чем клятва верности, которую дают друг другу супруги перед алтарем'.
Какие-то реформы Медведева с Путиным в премьерском кресле - это и вправду звучит довольно интересно. При том, что на инаугурации Медведев подчеркнул, что был создан прочный фундамент. А сам Путин заявил, что теперь мы строим не сиюминутные планы, а планы на 20-30 лет вперед. Как отмечает французская La Croix: 'Хотя пока слишком рано судить, изменится ли что-то при Медведеве, надежды на либерализацию уже сжимаются от тени, которую отбрасывает Путин. Не успев выйти в дверь, бывший президент уже заходит через окно'. Прямо как в древнеегипетском мифе об умирающем и возрождающемся божестве.
Пара Путин-Медведев, вероятно, неплохо будет танцевать. Какое-то время. По крайней мере, внешне. Красные дорожки уберут, но скользкие ступени Кремля, хотя и блестящие, останутся. Табель о рангах пока не расписан. Д.Медведев заявил, "у нас есть шанс сделать Россию одной из лучших стран мира". Бесспорно, хочется в это верить, другое дело какими методами это будет достигаться.
___________________
Медведев принял президентскую присягу, но за его спиной будет стоять 'кукловод' - Путин ("The Times", Великобритания)
А.Дугин: Будет царь не настоящий, потому что у нас один есть настоящий ("Эхо Москвы", Россия)