Да, президент теперь - Дмитрий Медведев, но реальная власть остается в руках его предшественника
В среду Дмитрий Медведев был приведен к присяге в качестве президента России. Во многих сообщениях прессы отмечалось, что он впервые занял выборную должность - но это в лучшем случае говорит о том, что авторы не разбираются в ситуации. Президентские выборы 2 марта очень многими расцениваются как мошеннический фарс. Поэтому на президентский пост Медведев был назначен - как и на все свои предыдущие должности: руководителя предвыборного штаба бывшего президента Владимира Путина, главы его Администрации, и вице-премьера. После церемонии Медведев поступил по принципу 'услуга за услугу', выдвинув Путина в премьер-министры.
В свое время Путин уклонился от ответа на вопрос, последует ли он принятой у российских чиновников традиции - вешать в своих кабинетах портрет действующего президента. Впрочем, уже появился анекдот на эту тему: портрет все-таки будет - на нем будет изображен Медведев в своем президентском кабинете, глядящий на портрет Путина.
Согласно российской Конституции первое лицо в государстве теперь Медведев. Но пока он не проявил себя как независимый политик, готовый воспользоваться своей властью, не будет преувеличением предположить, что он и кремлевским санузлом не сможет воспользоваться без разрешения Путина. Реальная суть 'плавной передачи власти' заключается в перемещении Путина из президентского кресла в премьерское.
Вероятно, теперь можно ожидать кое-каких риторических заявлений и даже номинальных изменений политического курса. К сожалению, по имеющимся на сегодняшний день признакам, заявление Медведева об укреплении гражданских свобод и преодолении 'правового нигилизма' было лишь спектаклем, рассчитанным на западную аудиторию. Подобные шоу призваны скомпенсировать воздействие таких фактов, как проведение выборов с заранее известным результатом, отсутствие свободы печати и распределение плодов роста деловой активности исключительно среди тех, кто лоялен Кремлю. В противном случае путинская банда олигархов могла бы лишиться беспрепятственного доступа к многомиллиардным награбленным активам, которые она держит на Западе. Впрочем пока - как убедился Путин за последние восемь лет - такой опасности не существует. Россия делает вид, что она - демократическая страна, а США и Евросоюз делают вид, что этому верят.
Этот аморальный 'пакт' не сулит ничего хорошего нам - тем, кто борется за подлинную демократию в России. Накануне вступления Медведева в должность несколько десятков человек были арестованы только за то, что находились поблизости от места запланированного митинга - уже к тому времени отмененного. Ранее полицейские чины обещали: если митинг не состоится, никаких задержаний производиться не будет - видимо они с запозданием получили указание Медведева насчет гражданских свобод.
Один из руководителей оппозиционной коалиции 'Другая Россия' - Олег Козловский - приговорен к 13 дням тюрьмы. Рапорты о его задержании поступили сразу от двух офицеров - в них указано разное время и место ареста. Однако, по мнению судьи, этот любопытный факт 'отношения к делу не имеет'. А фотокорреспондент российской газеты 'Известия' проведет шесть дней за решеткой только за то, что выполнял свои профессиональные обязанности.
Очень важно не поддаться соблазну толковать все сомнения в пользу нового/старого кремлевского режима. Не следует делать вид, будто Медведев был по-настоящему избран на свой пост, или будто нам хоть что-то о нем известно. Да мы о бывшем пасторе Барака Обамы (Barack Obama) знаем куда больше! К тому же репутация Медведева с самого начала запятнана принадлежностью к диктаторскому кремлевскому режиму Путина. И доказать свою самостоятельность он может только делом, а не словами.
И чтобы эти дела хоть что-нибудь значили, Медведев должен немедленно заняться следующими вопросами: во-первых - освободить политических заключенных (а их немало), попавших за решетку в процессе укрепления путинской диктатуры за счет кумовских связей с коллегами по КГБ. Наибольшей известностью в этом списке пользуются Михаил Ходорковский и другие менеджеры нефтяной компании 'ЮКОС', но в нем числятся также ученые, осужденные по надуманным обвинениям в шпионаже, и активисты общественных организаций, виновные лишь в том, что критиковали Кремль. Кроме того, новый президент должен обуздать волну преступлений на почве расовой ненависти, жертвами которых только в этом году стали 40 человек - в основном иммигранты или 'небелые' россияне. Банды убийц-неонацистов беспрепятственно бродят по улицам, а участников демократических маршей протеста бросают за решетку.
Основополагающее право человека - свобода мысли и слова - за последние восемь лет было в России жестоко урезано. И подлинной проверкой для Медведева станет его отношение к своим самым резким критикам. 17 мая 'Другая Россия' планирует созвать в Москве Национальную ассамблею: мы стремимся способствовать диалогу по самым насущным проблемам и выработать 'повестку дня' для всей страны, собрав вместе представителей различных социальных сил, в том числе и тех, чьи интересы диаметрально противоположны. Мы также намерены продолжать уличные акции протеста в различных регионах России.
Будет ли наших активистов по-прежнему запугивать и арестовывать за распространение брошюр? Будут ли спецслужбы по-прежнему следить за нами? Будут ли наши мирные акции и дальше разгоняться полицией с применением силы? Будут ли нам снова закрывать доступ к услугам адвокатов после ареста? Продолжат ли суды 'штамповать' приговоры против нас? Пока мы не получим ответа на все эти вопросы, нет никаких оснований верить Медведеву на слово - что бы он ни говорил.
Гарри Каспаров - бывший чемпион мира по шахматам, а ныне лидер коалиции 'Другая Россия'
___________________________________
Медведь выходит на арену ("The Economist", Великобритания)
Правление Медведева ("The Washington Post", США)
Россия: От перемены мест слагаемых... ("The Guardian", Великобритания)
Новый лидер и длинная тень Путина ("The Independent", Великобритания)
Дмитрий Медведев: "К сожалению, Россия - страна, где не очень любят соблюдать законы" ("The Financial Times", Великобритания)