Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грузией это не закончится, следующая - Украина, затем - Балтия

Интервью с государственным министром Грузии по вопросам реинтеграции Темуром Якобашвили.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия стремится легализовать свое присутствие в Абхазии и Южной Осетии и пытается распространить свою юрисдикцию на эти территории. Мы называем это попыткой юридической агрессии, и так как все это происходит у нас перед глазами, мы не можем говорить, что ничего ужасного не происходит, а русские просто балуются.

- Представители Грузии выступили с очень серьезными заявлениями о том, что их государство находится перед угрозой войны. Не слишком ли это драматичные утверждения?

- Это правда, что грузины очень артистичный и эмоциональный народ, но, к сожалению, нынешняя ситуация не позволяет нам заниматься артистизмом, а совсем наоборот - заставляет искать помощи со стороны наших западных партнеров и друзей, потому что у нас есть не только вербальные, но и все фактические доказательства того, что Российская Федерация неадекватно относится к Грузии.

Что я подразумеваю под этим: несколько дней назад на нашу территорию были введены подразделения российской армии, причиной якобы стали предпринятые Грузией меры военного характера, которые выразились в полетах беспилотных самолетов, в увеличении армейского контингента в Кодорском ущелье и молодежном лагере 'Гамуфури'. Осуществляется явная дезинформация: то, что Россия называет военно-политическим лагерем, является молодежным лагерем. Его название 'Патриот'. Он может быть назван так и от имени Грузии, и от имени Абхазии. Всего в Грузии семь таких лагерей, и это не военно-патриотические, а молодежные лагеря.

Военные наблюдатели ООН не подтвердили какого-либо численного увеличения контингента с грузинской стороны, так что это умышленно сфабрикованная ложная информация, которую использует Российская Федерация. Что касается беспилотного самолета, который над Грузией сбил российский военный самолет, то это агрессия со стороны России, а не нарушение Грузии.

На основании этих ложных 'фактов' российская сторона увеличивает количество своих якобы миротворцев. Если как следует изучить эти дополнительные силы, то увидим, что это воздушные десантники и артиллерия. Я бы хотел спросить, с каких пор десантники и артиллерия считаются миротворцами? Такие силы используют не для миротворческих операций, а для наступления. Это может сказать любой военный эксперт. Против Грузии развернута массированная дезинформация. Рассказывается, что западные посольства эвакуируют своих сотрудников из Тбилиси.

- Это можно найти в российских средствах массовой информации?

- Не только. Русские распространяют такую информацию везде, а в какой большой степени можно манипулировать российской прессой, нам всем хорошо известно.

- Сколько всего беспилотных самолетов сбито в Абхазии?

- Абхазы ничего не сбивали. Единственный самолет сбил российский истребитель. У нас есть видеозапись, и с радаров получены данные, скоро международная группа независимых экспертов ознакомит с результатами своего расследования. Россия не сможет отвертеться от этого инцидента, потому что мы докажем, что это был российский самолет, и что была осуществлена агрессия против независимого государства.

Мы также видим, что Россия стремится легализовать свое присутствие в Абхазии и Южной Осетии и пытается распространить свою юрисдикцию на эти территории. 16 апреля президент (а теперь уже премьер России - Путин) дал распоряжение премьеру Путину сделать все необходимое, чтобы установить тесные контакты с учреждениями власти сепаратистов, даже признав их документы. Мы называем это попыткой юридической агрессии, и так как все это происходит у нас перед глазами, мы не можем говорить, что ничего ужасного не происходит, а русские просто балуются.

Это самая настоящая агрессия против соседнего государства, попытки аннексировать территории этого государства, которые уже фактически оккупированы при помощи так называемых миротворцев. Поэтому мы не собирается в этой ситуации смотреть, как уводят наши земли, мы не думаем тихо смотреть, как русские пытаются оправдать этнические чистки, и мы не откажемся от того, что беженцы должны вернуться в свои дома в Абхазии. Мы призываем международное сообщество не закрывать глаза на такие действия России. Надеемся, что будут не только заявления, а совершенно конкретные шаги, которые не допустят пересмотра границ в Европе, не допустят пересмотра границ в Восточной Европе. Мы хорошо понимаем, что Грузией все это не закончится, следующей будет Украина, а затем - страны Балтии.

- Вы говорите о конкретных шагах международной общественности в отношении России? Есть ли основания ожидать, что что-то будет предпринято?

- Сейчас мы ведем переговоры, и я думаю, что наши коллеги в Европе хорошо понимают, что Россию больше нельзя считать посредником в этих конфликтах, она стала одной из сторон конфликта.

- Так называемый контингент СНГ, который в действительности является российской армией, в Абхазии и Южной Осетии находится в соответствии с мандатом СНГ?

- Миротворцы СНГ находятся там в соответствии с решением руководителей государств СНГ, а наблюдатели ООН направлены туда в соответствии с мандатом Совета безопасности ООН. Юридически мы имеем право потребовать прекращения миротворческой операции СНГ и вывода этих войск в течение месяца. Реальность такова: если мы этого потребуем, и эти войска не будут выведены, то они станут оккупационной армией. Мы рассматриваем такой вариант.

- Такое решение, наверное, трудно принять, пока Грузия является членом СНГ?

- Эти вопросы не связаны. Наше присутствие в СНГ не запрещает нам объявить об окончании миротворческой операции. Грузия не участвует ни в одной из военных структур СНГ. Мы только что вышли из Договора СНГ по обмену данными наблюдений за воздушным пространством. Наше членство в СНГ не является препятствием для евроатлантической интеграции.

- И все же - не следует ли выйти из СНГ?

- На данный момент от этого не будет пользы, поскольку это - форум для переговоров и возможность для свободной торговли с некоторыми странами СНГ, которые не пытаются на нас влиять с помощью блокады или каких-либо санкций.

- Не складывается ли впечатление, что Запад с призывами сохранять хладнокровие больше обращается к Грузии, а не к России, хотя надо было бы наоборот?

- Грузины поступают разумно не потому, что к этому призывает Запад, а потому, что мы понимаем реальную ситуацию - нас пытаются спровоцировать на военный конфликт. Мы не поддадимся на такие провокации, у нас достаточно опыта, чтобы избежать этого. В свою очередь, Запад должен обратить особое внимание на то, что делает Российская Федерация, и, как я уже сказал, сделать не только адекватные выводы, но и предпринять адекватные шаги - не только декларативные, но и конкретные. Я думаю, что об этом пройдут достаточно серьезные переговоры в рамках европейского сообщества, и я очень надеюсь, что конкретные шаги все же будут предприняты.

- Как напряженность в отношениях с Россией повлияет на продвижение Грузии в НАТО?

- Думаю, что процесс интеграции в альянс ускорит решение проблемы Абхазии и Южной Осетии, потому что Россия громко заявила нам, что Абхазия и Южная Осетия необходимы ей, чтобы манипулировать вопросом вступления Грузии в НАТО. Это самый настоящий шантаж. Решение о вступлении в НАТО - это не только решение правительства Саакашвили, это желание почти 77% жителей Грузии. Народ сказал правительству, что надо вступать в НАТО, и правительство Грузии должно принимать это во внимание.

- Как в Тбилиси оценивают решения саммита НАТО в Бухаресте?

- Мы тогда говорили и сейчас говорим то же самое: нельзя уступать России. Если тогда, уступив России, думали, что Россия откажется от радикальных действий, то теперь видим, что все же не отказалась. Ситуация в Грузии это подтверждает.

- Вы получили какие-то обещания от Европейского союза, какие-то гарантии?

- ЕС - не страховое бюро, он не может давать гарантии. Мы думаем, что это все же процесс. У ЕС теперь есть документы с просьбой рассмотреть инцидент с беспилотным самолетом. Надеюсь, что ЕС решится сделать это, чтобы организовать независимое расследование инцидента. Это будет очень важным сигналом. Мы предложили ряд конкретных шагов, которые могут помочь предотвратить войну.

- Как часто русские самолеты вторгались на территорию Грузии?

- Это началось еще во время абхазской войны. Мы сбили российский самолет. Тогда нам сказали, что мы просто перекрасили грузинский самолет. Было очень много инцидентов - Россия бомбила территорию Грузии. Это было и в Панкисском ущелье, и в Кодорском ущелье, это было недавно - попытка взорвать грузинский радар в Цетегубани. И при всех этих случаях мы слышали лишь совсем жалкие голоса международной общественности, которая не хотела называть вещи своими именами. Думаю, что настало время сделать это.

- Освобождение от оков империи очень тяжелое?

- Это освобождение тяжелое, но необходимое. Это не только физическое, но и ментальное освобождение. Мы не создаем из России образ врага. Мы - не антирусская нация, мы - не антиславянская нация. Мы только хотим, чтобы уважалась наша независимость, мы хотим, чтобы уважались наши решения вступить в НАТО, в ЕС. Это - выбор грузинского народа. Все соседи должны это уважать, включая Россию. Это не против России, мы не вступаем в НАТО, чтобы отомстить Российской Федерации, но мы не собираемся отдавать ни одного сантиметра своей земли. Абхазия и Южная Осетия - это наша территория.

- Как стало возможным, что в таком массовом порядке гражданами России стала большая часть жителей Абхазии и Южной Осетии?

- Это самая обычная организованная кампания. И все разговоры о том, что Россия защищает своих граждан, очень напоминают речи Гитлера, когда, маскируясь защитой судетских немцев, была оккупирована Чехословакия. Теперь мы слышим такие же речи, такую же аргументацию, слышим ту же пропаганду, которую Сталин осуществлял перед зимней войной с Финляндией: мол, грузины - агрессоры, которые на кого-то нападают. В истории СССР все это уже было - пусть русские теперь придумают что-то новое.

- Грузия и Балтия?

- У нас общее прошлое и, к сожалению, появилась общая угроза для будущего. У нас общее видение будущего в общем доме, который называется Европа. В связи с тем, что общее прошлое, общее видение будущего и общая угроза - это все нас объединяет. Грузия не только на уровне правительства, но и на уровне народа высоко ценит ту помощь, которую Латвия оказала нашему народу. Потому что маленькие народы очень чувствительны к такой помощи, и для нас очень важно, что Латвия - какова она есть - все же находит средства, силы, время и политическую волю встать на нашу сторону. Мы очень высоко это ценим.

______________________

Российская политическая машина дала серьезный сбой ("Грузия online")

Быть или не быть войне в Абхазии? ("Грузия online")