Александр Лебедев - 'социально чуткий' российский миллиардер - в июне он проводит в Лондоне уже третий благотворительный бал. Со времен службы в КГБ он прошел большой путь. . .
Списки богачей - непростая тема.
'Forbes работает так непрофессионально, - сетует Александр Лебедев (по-английски он говорит с сильным русским акцентом), устроившись в уголке бара лондонского отеля 'Коннот'. - Вы знаете, что они даже не запрашивают у вас никакую информацию? Они преуменьшили мое состояние на полмиллиарда долларов. И теперь мне задают странные вопросы'.
Он несомненно раздражен - хотя и в 'преуменьшенном виде' его состояние составляет не один миллиард. Только не называйте его олигархом. 'Этот термин вводит в заблуждение, - ворчит Лебедев. - В нем заложен весьма негативный аспект - 'богатый и плохой''. Он хмурит брови за толстыми, без оправы, стеклами очков.
Сорокавосьмилетний Лебедев - человек эксцентричный. У него седые волосы, бледное лицо, он пришел в джинсах, черном фраке вместо пиджака и дизайнерских парусиновых туфлях без шнурков - словом, внешне скорее напоминает обнищавшего официанта, чем 'гламурного' миллиардера. Единственное, что свидетельствует о его богатстве - это громадные часы Panerai на запястье.
На самом деле - он талант-самородок, бывший офицер КГБ, сколотивший состояние в 2 миллиарда фунтов не на сырье, а в банковском деле, и полный решимости доказать, что у российских богачей тоже есть совесть.
Кроме того, Лебедев - близкий друг бывшего президента Михаила Горбачева. В России он владеет газетами, авиакомпаниями и недвижимостью, в Европе - сетью отелей класса 'люкс', и обещает, в рамках расширения своей Национальной резервной корпорации, приобрести активы и в нашей стране.
Так оно, конечно и будет - если склонность 'раскачивать лодку' на родине не утянет его на дно. Лебедева настолько возмущает коррупция в России, - и действия 'олигархов' - что для борьбы с ними он даже пошел в политику и медийный бизнес.
Именно его газета 'Московский корреспондент' недавно напечатала заметку о предполагаемом романе Путина с бывшей олимпийской чемпионкой по гимнастике. Лебедев признает, что эта публикация была ошибкой; газету он сразу же закрыл.
Однако, по словам Лебедева, темные силы не дремлют. Российская мафия ненавидит его за то, что он стал инициатором закона, ограничивающего игорный бизнес. Олигархи его тоже терпеть не могут - Лебедев предложил облагать особым налогом сверхдоходы миллиардеров, владеющих естественными монополиями. Кроме того, есть и государственные чиновники, которых он обвиняет в коррупции, и еще эти старые шефы спецслужб. . .
В общем, еще то удовольствие сидеть и выпивать с таким человеком - всего через полтора года после того, как другой критик властей и бывший сотрудник КГБ, Александр Литвиненко, был отравлен полонием в двух шагах от места нашей встречи. 'Нет-нет, - мягко парирует он. - Не думаю, что я подвергаюсь подобной опасности'. Впрочем, распространяться на эту тему он не желает.
Лебедев приехал в нашу столицу в рамках рекламной кампании благотворительного бала в пользу Фонда Раисы Горбачевой, который он устраивает в июне: цель этого великосветского мероприятия в Лондоне - собрать миллионы фунтов для борьбы с раковыми заболеваниями в России.
В прошлом году на аналогичном балу перед именитыми гостями выступали сэр Элтон Джон и группа Scissor Sisters - они с радостью приняли приглашение, не требуя никакого гонорара. Гости - представители деловых кругов - приобретают билеты на бал за деньги. По слухам, роскошный бал 2007 г., проходивший в Хемптон-Корте, не окупил даже расходов на его проведение. Неужели мы, британцы, просто обвели вокруг пальца этого русского со всеми его добрыми намерениями?
Лебедев реагирует спокойно: 'Нет, нам удалось собрать деньги. Мы добились совсем неплохих результатов. Эти средства позволили нам закончить строительство детской больницы в Санкт-Петербурге'.
В этом году, 7 июня, предусматривается участие Хью Гранта (не знаю, в каком качестве), выступления российских фигуристов и американской дивы, исполняющей композиции в стиле 'соул' - ее имени Лебедев пока не называет, не получив от певицы окончательного подтверждения. Завершится вечер благотворительным аукционом.
Но не странная ли это идея - собирать деньги у нас? В России теперь достаточно богачей, способных профинансировать строительство больниц без сколько-нибудь заметного ущерба для своих банковских счетов.
Лебедев рассказывает, задумчиво глядя в окно: 'Роман Абрамович только что закончил строить под Москвой частную больницу - одну из самых дорогих в мире. На месте любого богатого россиянина я бы отправился в. . .' (дальше следуют названия лучших европейских клиник - французских, швейцарских, австрийских). Суть его объяснения: в России достаточно роскошных заведений для избранного меньшинства - ей нужна доступная медицина для народа, и вот этого как раз не хватает.
Но вы должны понять, как функционирует российское государство, продолжает он. Только если вы привлечете внимание Запада, можно расшевелить чиновников.
Поэтому он и финансирует мероприятие в Лондоне - дело здесь не только в самом сборе пожертвований, но и в том, что западные СМИ проследят, как потрачены эти деньги. А это означает, что больница будет действительно построена, и проект не утонет в бюрократических проволочках.
'Такое строительство невозможно вести без различных санкции, а привлечение Кевина Спейси и Элтона Джона как раз и позволяет выполнить эту задачу, - объясняет он. - А на этот раз мы к тому же организуем мероприятие совместно с Фондом Мари Кюри, так что средства будут собираться и для России, и для Франции'.
Он говорит быстро, не глядя собеседнику в глаза, его квадратное лицо остается непроницаемым. Временами из-за акцента его слова непросто понять.
Он начинает сложный рассказ о том, как сколотил свой первый капитал: речь идет о Латинской Америке, облигациях класса Брейди, секьюритизации долговых претензий к Украине. Потом он поворачивается ко мне; голубые глаза смеются. 'Вы, наверно, не понимаете, о чем я говорю', - неожиданно произносит Лебедев.
Э-э-э, и правда не понимаю. Должно быть, он был первоклассным шпионом. Коллеги-бизнесмены уподобляют Лебедева шахматному гроссмейстеру, думающему на пять ходов вперед. И с той же холодной проницательностью, которая помогала ему в разведке и банковском деле, он теперь занялся политикой.
Интерес к ней заложен у Лебедева с детства: в его семье часто обсуждались политические темы. Хоть дело было в советские времена, родители учили его все подвергать сомнению. Его мать, школьный завуч, была членом компартии, а отец-ученый оставался беспартийным. Дед Лебедева, директор завода, в период сталинских чисток оказался в расстрельном списке НКВД. Он скрывался два года, пока искавшие его боссы НКВД сами не попали под репрессии. В такой вот России жила - и выживала - семья Лебедева.
'Когда я рос, я знал все политические анекдоты', - рассказывает Лебедев. После окончания Института ему предложили работу в КГБ, во внешней разведке. Мать была против: 'Она объясняла - они сразу поймут, каковы твои взгляды на самом деле. Но отец сказал: 'Нет, соглашайся. Изменить ситуацию ты сможешь только изнутри''.
Работая в 1980-е годы в Лондоне, Лебедев применил свой опыт для непосредственного изучения капитализма и даже отправил сына Евгения в местную школу.
Лебедев увлекся вторичными рынками - он хотел написать диссертацию о российском долге, но ему сказали, что это запрещено. Официально у России не было внешнего долга.
В КГБ он дослужился до звания подполковника. Шпионил ли он за нами? Лебедев пожимает плечами. Он не занимался военной стороной, а анализировал политику и экономику, в особенности, то как в Великобритании воспринимают события в Советском Союзе.
'Не путайте внешнюю разведку и КГБ, - говорит он. - Я считаю, что КГБ - это печально известная организация, ассоциирующаяся с лагерями. Это не имеет ничего общего с внешней разведкой'.
Опыт, накопленный в Лондоне, помог ему взять свежий старт в годы перестройки. Он работал консультантом в западных компаниях и продавал 'все, от компьютеров до колючей проволоки'.
Но именно благодаря своему знанию вторичных рынков он свел знакомство с ведущими российскими банкирами. Поддержка им Горбачева и Ельцина открывала все двери. К 1995 г. он был президентом небольшого Национального резервного банка.
Теперь этот банк - один из крупнейших в России. Ему принадлежат 30 процентов акций авиакомпании 'Аэрофлот', 26 процентов компании 'Ильюшин Финанс', контролирующей значительную долю авиастроительной индустрии России, а также акции Сбербанка, "Газпрома" и РАО 'ЕЭС'.
Однако своей критикой в адрес других он нажил себе могущественных врагов.
Он скептически относится к шансам 'Аэрофлота' на спасение авиакомпании Alitalia - российскому государству по-прежнему принадлежит 51 процент, а в этой сделке, как считается, заинтересован Путин.
Кроме того, Лебедев давно враждует с мэром Москвы Юрием Лужковым, чья жена - единственная в стране долларовая миллиардерша.
Те, кто имел дело с Лебедевым, имели возможность познакомиться с жесткой стороной российского бизнеса.
Роберт Хэнсон (Robert Hanson), поверенный Фонда Раисы Горбачевой, вспоминает полет с Лебедевым на частном самолете из Украины в Москву. Во время полета самолет встряхнуло, и Хэнсону сказали, что это, возможно, ракеты. 'Оказалось, что это гроза, - говорит он, - но они действительно думали, что это может быть атака. Бизнес в России - не для слабонервных, и Александр не из их числа'.
В настоящее время Лебедев развивает свой бизнес в Европе. 'Я веду бизнес параллельно', - говорит Лебедев, объясняя, как он намерен управлять одинаковыми компаниями в России и за ее пределами. Так он может показать властям России, насколько более дорогостояща и коррумпирована ее бюрократия.
Именно поэтому теперь он заинтересовался СМИ и хочет поощрять хорошую журналистику - журналистику расследований. Он считает это 'гражданским долгом'.
Он владеет акциями не только 'Московского корреспондента', но и 'Новой газеты', журналистка которой Анна Политковская была застрелена два года назад. Лебедев предложил награду в 500 000 фунтов за информацию, которая может способствовать задержанию убийц.
Однако некоторых тревожит то, что он, возможно, вступил на неверный путь.
Британская пресса прохладно отнеслась к похождениям его 28-летнего сына-плейбоя, который в настоящее время живет в Лондоне и возглавляет Фонд Раисы Горбачевой. В прошлом году его сфотографировали с Джери Халливел (Geri Halliwell), поп-звездой из Spice Girls.
Неужели теперь Лебедевым интереснее дружить с поп-элитой?
- Нет, - говорит Лебедев, - это средство к достижению цели. В этот момент появляется Евгений. Дружелюбный бородач одет в футболку и невероятно узкие джинсы. Отец и сын явно стремятся прослыть модниками.
Говорят, что это хорошо воспринимают в тех кругах, в которых они вращаются.
Из другого конца бара начинает подавать знаки руками редактор журнала Tatler, продвигающего инициативы Лебедева. Лебедев дает понять, что ему пора.
Он прощается и направляется к выходу из бара, шлепая своими парусиновыми туфлями. Возможно, пошел искать шнурки.
Рабочий день Александра Лебедева
Президент Национальной резервной корпорации просыпается к 7:30 у себя дома на Рублевке. 'Здесь и Путин живет. Терпеть не могу этот район, но так уж сложилось', - говорит Александр Лебедев.
После 8:30 его везут на машине в московский офис. 'До него всего 25 километров, но бывает, что приходится ехать два часа, так много машин. У меня там есть спортзал и бассейн'. Он принимает отчеты глав более, чем 100 дочерних компаний. В настоящее время основное внимание уделяется СМИ и авиакомпаниям. 'Аэрофлот покупает акции Alitalia - это хороший способ самоубийства', - сухо говорит он. Обычно он бывает на ужине и приезжает домой к часу ночи.
Краткая биография
Родился: 16 декабря 1959 г.
Семейное положение: развелся с женой в 1998 г., один сын
Школа: 17-ая московская
Университет: Московский государственный университет международных отношений
Первая работа: агент КГБ
Зарплата: неизвестно. Общее состояние оценивается в 2 миллиарда фунтов
Автомобиль: зеленый Range Rover
Проживает: в Москве, Лондоне и небольших гостиницах по всей Европе
Любимый автор: Федор Достоевский
Любимая музыка: Элтон Джон
Любимый фильм: 'Зеркало' Андрея Тарковского
Любимый предмет: старые часы для подводного плавания Panerai
Последний отпуск: Турция
Досуг
В свободное время Александр Лебедев читает, пишет и путешествует. По дороге он скупает бутик-отели. В Европе у него таких семь. 'Я только что вернулся из Умбрии - под Перуджей у меня есть отель Palazzo Terranova - и купил развалины, которые теперь реставрирую. Умбрия - это мечта'. Недавно он был в Стамбуле, где тоже хочет купить отель. 'Я также люблю ездить в Африку - посмотреть на животных - и совмещать путешествия с историческими исследованиями'.
Помимо скупки отелей он рыбачит на Волге, занимается дайвингом на Мальдивах и спонсирует благотворительные фонды. 'Существует множество организаций, которым можно помочь деньгами вместо того, чтобы просто покупать вещи'.
_____________________________________________
Шпион, который впитывал лондонскую жизнь вместе со своими товарищами по КГБ ("The Times", Великобритания)
Шпион, который стоит миллиард долларов ("The Times", Великобритания)
Александр Лебедев: По ту сторону Ходорковского ("The Wall Street Journal", США)
Александр Лебедев: Свобода пустила корни в России ("The Boston Globe", США)