Телеведущий BBC не смог устоять перед энергичной Москвой, но самое неизгладимое впечатление на него произвело мирное поместье Льва Толстого.
Если Вас привлекают большие города, Вы обязательно должны посетить Москву. И если Вас не пугают шум и нескончаемые потоки машин, лихорадочный пульс охваченной золотой лихорадкой столицы, Москва Вас не разочарует.
Известные достопримечательности - Красная площадь, собор Василия Блаженного, Кремль, Большой театр (укутанный в пластик на время работ по реконструкции одного из самых великих оперных театров мира) - совсем не изменились с советских времен.
Но в остальном город полностью преобразился: новые автострады, забитые дорогими машинами, рестораны, ночные клубы, торговые центры, рекламные щиты, которые дадут сто очков вперед площади Пикадилли.
Я оказался в Москве в одно время с Мадонной и сумел попасть на вечеринку в ее честь - там было столько громил и папарацци, что по сравнению с ней любая премьера в Нью-Йорке показалась бы просто скучной.
Это мероприятие было организовано русскоязычным изданием Vogue, платиновых блондинок там было столько, что их с лихвой хватило, чтобы вскружить голову толпе новоиспеченных Джеймсов Бондов. У входа стояли Бентли, Мазерати и даже одна Лагонда. Вам это придется по душе или не по нраву, но равнодушным уж точно не оставит. В любом случае в скором времени Вы почувствуете потребность в передышке.
Я не знаю лучшего способа убежать от городской суеты, как сесть на Курском вокзале на поезд, следующий в Тулу, город, расположенный в 125 милях к югу от Москвы. Оттуда на такси Вы проезжаете еще семь миль и оказываетесь на островке сельского покоя, который называется 'Ясная Поляна'. После того, как я проехал приблизительно 10 000 миль через всю Россию, именно этот тихий уголок произвел на меня самое сильное впечатление по сравнению с другими местами, увиденными в этой огромной стране.
'Ясная Поляна' - имение, где в 1828 году родился Лев Толстой, здесь же он написал два самых известных романа, 'Анну Каренину' и 'Войну и мир'. Сегодня это - святилище в его честь и воплощение в жизнь его мировоззрения и ценностей. Это - волшебное место для отдохновения души и обновления сил.
Мимо имения Вы вряд ли проедете. Путь туда лежит через деревню Ясная поляна - группу беспорядочно разбросанных непритязательных домов с приусадебными участками. Там бродят утки и гуси, несколько коров и суетливые куры, которые, как всегда, едва успевают убежать из-под колес автомобиля. Ясная поляна когда-то принадлежала Толстому (как и десяток других деревень). Ему же принадлежали и их жители, или, по крайней мере, большая их часть. Крепостное право было отменено в России только в 1861 году, но великий писатель, бывший также прогрессивным помещиком, освободил своих крепостных на несколько лет раньше. Сегодня местные жители сами себе хозяева, но, несмотря на это, создается впечатление, что деревня все еще принадлежит хозяину поместья.
Меня встретил праправнук Толстого Владимир, который признался, что живя в 'Ясной Поляне', чувствует себя 'одним из самых счастливых людей на земле'. Я могу понять, почему. Лучшую работу, чем у него, трудно себе представить.
И хотя его семья уже не владеет имением (после революции его конфисковали, но сохранили), Владимир управляет им от имени благотворительного фонда, которому оно было предано новым российским государством после падения коммунизма 18 лет назад.
Владимир сказал мне, что его главная задача - превратить 'Ясную Поляну' в 'символ новой России, мирной и исполненной любви'. Я подумал, что, учитывая малопривлекательный характер российского руководства, это воистину гигантская задача. Владимир сказал, что хочет возродить дух своего предка, который был непритязательным человеком. 'Я бы хотел донести этот посыл до как можно большего числа людей. Это моя мечта. Да, я оптимист. Я - романтик'.
Будучи сам романтиком, я очень хорошо понял, что хотел сказать Владимир. И, погуляв по имению благоухающим сентябрьским полднем, я почувствовал, что не хочу уезжать отсюда. Я прошел сквозь яблоневый сад, по аллеям, покрытым опавшей листвой, до луга, где когда-то Толстой косил траву вместе с крепостными. Я присел на березовую скамью - тут, в излюбленном уголке милого его сердцу леса, бывало, отдыхал Толстой. Я молча постоял на поляне перед поросшим травой холмом - здесь в 1910 году был похоронен Толстой. Торжественную тишину нарушал только шорох ветра, это - воистину священная земля.
Я всегда преклонялся перед Толстым, поэтому, когда я ощутил присутствие духа великого писателя, у меня закружилась голова. Когда я рассказал об этом Игорю, работнику поместья, которому поручили быть моим провожатым, он ничуть не удивился. Мы стояли на берегу ручья, и он сказал: 'Вечером здесь всегда туман. Я не знаю, Толстой ли это, но присутствие духа явно чувствуется'. Вам не обязательно, подобно мне, быть влюбленным в это место, чтобы почувствовать его очарование, но мне кажется, что это не помешает.
В доме Толстого теперь размещается музей, хотя это слово вряд ли здесь уместно. Кажется, что Толстой уехал из дома всего пару дней назад: гостиная, столовая, спальня, где в шкафу до сих пор висит его "фирменная толстовка". Правила музея это запрещают, но, поскольку мы снимали сериал для телеканала "Би-Би-Си 2" ('Россия - путешествие с Джонатаном Димблби"), мне позволили прикоснуться к краю этой знаменитой рубашки. Дом замечательно сохранился, а для того, чтобы объяснить посетителям неочевидные на первый взгляд вещи - 'вот кровать, на которой появились на свет его дети', 'а вот здесь он любил сидеть на веранде' - в музее есть экскурсоводы, говорящие на превосходном английском.
Вы можете посетить школу, где Толстой организовал бесплатное обучение для деревенских детей - по революционной методике, повергавшей в шок московских чиновников от образования, правда жена Владимира до сих применяет ее в сельской школе, которую супруги основали в продолжение традиции, заложенной Толстым.
Если Вы будете не так ограничены во времени, как я, то можете записаться на курс лекций, посвященных Толстому и его месту в культуре России. Или заодно выучить русский. Я же рискнул прокатиться на одной из лошадей (их можно здесь взять напрокат), содержащихся в старом здании конюшен. Они самых разных мастей, есть даже один или два чистокровных русских скакуна. Я выбрал белую лошадь - такой же масти был любимый конь Толстого. Даже в преклонным возрасте Толстой оставался прекрасным наездником. И я поскакал меж яблонь, пытаясь нагнать его тень. Меня охватил неподдельный восторг.
Когда я был в 'Ясной Поляне', туда приехал свадебный кортеж, потом еще один. Молодожены одни за другими вставали перед домом, чтобы сделать традиционные свадебные фотографии. Судя по всему, они, как и бродящие по 'Ясной Поляне' семейные группки, толпа экскурсантов-пенсионеров, а также Ваш покорный слуга, были заворожены атмосферой этого места. Как я уже говорил выше, после того, как увидите все достопримечательности Москвы, обязательно поезжайте в 'Ясную Поляну'. Не пожалеете.
______________________________
Джонатан Димблби: В Россию с любовью("The Sunday Times", Великобритания)
Лев Толстой как зеркало современного бизнеса ("The Financial Times", Великобритания)
Край затерянных храмов ("The Observer", Великобритания)